системы «Человек» не удалось. Необходимые параметры для вы/
бираемых единиц системного анализа наиболее четко, на наш
взгляд, сформулировал родоначальник деятельностного подхода в
психологии Выготский Л.С.
1. Единица должна быть не диффузным или синкретическим
целым, построенном из элементов путем их соединения, а связной
психологической структурой.
2. Единица должна содержать в противоположном виде свой/
ства целого.
3. Единицы, сохраняющие структурные свойства целого,
должны быть способны к развитию, в том числе и к саморазвитию,
т.е. они должны обладать порождающими свойствами и возмож/
ностью их трансформации в нечто иное по сравнению с исходны/
ми формами. Иначе говоря, единица должна быть живой частью
целого.
4. Единицы должны не только отражать внутреннее единство
психических процессов, но и позволять исследовать отношение
изучаемой психологической функции ко всей жизни сознания в
целом (3).
С точки зрения Выготского, анализ, расчленяющий сложное
целое на подобные единицы, дает возможность выработки синте/
тического представления об органическом единстве изучаемого
объекта.
В психологии деятельностного подхода в качестве такой по/
нятийной функциональной единицы, такой «клеточки», которая
отражает сущность жизнедеятельного психофизиологического
статуса личность, т.е. ее индивидуально неповторимой субстан/
ции, выступает понятие «потребность».
Потребности любого живого организма — это его актуализи/
рованная нужда в чем/либо, необходимом для жизни и развития
(веществе, энергии или информации). Все жизненные функции
проявляются в форме потребностей, а реальная активность орга/
низма осуществляется в способах деятельного их удовлетворения.
В этом смысле «категория потребности исключительно универ/
сальна, поскольку она применима ко всему пути эволюции живой
природы от ее простейших форм до познавательной и творческой
преобразующей деятельности человека» (13). Потребность замеча/
тельна тем, что она не одна из многих «рядом положенных» функ/
ций организма, а такая его функция, которая интегрирует в себе
остальные, побуждая организм к активному самоутверждению и
самодвижению. «Естественные нужды» (Леонтьев А.Н.), с кото/
рыми рождается человек, не есть еще его естественные потребно/
сти. Способы удовлетворения нужд (в тепле, пище, воздухе), осво/
317
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I