В лучшем случае в отношении между физиологической и пси/
хологической лабораториями возобладает принцип дополнитель/
ности, и тогда принцип корреляции можно сформулировать так:
«чем больше известно о деятельности мозга некоторого субъекта,
тем меньше информации можно добавить о его психологическом
состоянии» (6) и соответственно — наоборот. Итак, в феномене
потребности органически сочетаются различные ипостаси дея/
тельного бытия личности, в нем отражается неразрывное единст/
во социально/личностного мира человека и его организма.
Понятие «потребность» дает возможность наметить принци/
пы системно/целостного подхода к человеку и выявить исходные
параметры его психофизиологического оптимума, т.е. его здоро/
вья.
Психосоматическая целостность индивида исключает опре/
деление здоровья только с помощью параметров нормального фи/
зиологического состояния его организма. Понятие здоровья гора/
здо шире. Дееспособность — вот основной признак полноценно/
сти естественного человеческого существования. Критерии здоро/
вья должны отражать гармоничность психофизиологического ста/
туса человека. Нам представляется, что в качестве таковых и сле/
дует рассматривать содержание и способы проявления человечес/
ких потребностей.
Качественные признаки потребностей, в меру необходимых,
способствующих психофизическому развитию способностей че/
ловека, обеспечению его нормального дееспособного тонуса — это
и есть критерии разумных или здоровых потребностей.
Половые, возрастные, профессиональные, личностные осо/
бенности людей, равно как и морфофизиологические индивиду/
альные качества их организма не позволяют выработать общую
универсальную модель здоровья, но в этом и нет необходимости.
Определение здоровья через призму потребностей даст возмож/
ность наметить принципы индивидуального подхода к становле/
нию возрастных, половых, социально/психологических цензов
нормальной человеческой жизнедеятельности. При выяснении
показателей индивидуального психофизиологического оптимума
оказывается возможным принять показатели здоровых потребно/
стей личности за необходимые «точки отсчета», обусловливающие
границы нормы функционирования соответствующих физиоло/
гических органов.
Разработанная на стыке философской антропологии, психо/
логии и медицины концепция потребностей, включающая обос/
нованное определение их характера, путей и способов формирова/
ния и реализации может быть положена в основу общей теории
321
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I