енные ребенком с помощью других людей, выступающих для него
в качестве средства деятельности и общения, переводят нужды в
осознанные культурно/оформленные предметно представленные
желания, в потребности. «…приобретенное орудие удовлетворе/
ния ведет к новым потребностям, и это порождение новых потреб/
ностей является первым историческим актом», т.е. первым актом
собственно человеческой биографии, началом формирования со/
знания и соответствующих механизмов высшей нервной деятель/
ности» (7). Определение потребности как существенного момента
предметной деятельности изменило традиционную схему старой
психологии: потребность — деятельность/ потребность на новую:
деятельность — потребность — деятельность. Исторический хара/
ктер деятельности и культуры обусловливает конкретно/истори/
ческий характер потребностей. Предметная ориентация потреб/
ностей личности, способы их удовлетворения в значительной ме/
ре зависят от целей и направленности их общественного регулиро/
вания. Изучением содержания потребностей занимаются многие
гуманитарные дисциплины. Предметом собственно психологиче/
ского исследования потребность личности выступает в качестве
субъективного образа ее предстоящей деятельности, направлен/
ной на оформление своего бытия и соответственно на самостано/
вление себя как индивидуального «Я», как личности.
На базе основных потребностей (потребность в пище, отдыхе,
безопасности, общении, продолжении рода, самоактуализации и
др.) строится все поведение человека. По определению Петлен/
ко В.П. и Сержантова В.Ф., потребности выступают в форме осоз/
нания индивидом своих жизненных («витальных») функций, пе/
реживание которых и есть переживание чувства желания жить и
притом в каждый момент определенным образом (10).
В психологии справедливо критикуется одностороннее тол/
кование концепции потребностей, ориентирующее рассматривать
мир человека только под углом зрения его внешней полезности, а
саму человеческую деятельность — как подчиненную универсаль/
ному принципу обладания. Но разве активное стремление одухо/
творенного творческого индивида к деятельному продуктивному
общению, к самовыражению, т.е. его желание «быть» (Фромм Э.),
противостоящее желанию «иметь», не есть также потребность?
В теории развития психики Выготского содержится понятие
сенситивного периода развития тех или иных систем или органов
индивида. Известно, что дефицит общения в младенческом воз/
расте приводит к существенным задержкам в развитии интеллекта
и речи ребенка. Горький тому пример — заторможенное развитие
детей, живущих в печально известных домах ребенка.
318
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I