- page 323

богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.
Сущность такой личности «социально природна, космически уни/
версальна» (11). Атрибутами целостной личности являются взаи/
модополняющие друг друга творчество и любовь (в ее философ/
ском значении всеобщей любви), помогающие человеку понять и
проникнуть в гармонию природы.
Перед лицом глобального экологического кризиса основная
задача современной культуры, опирающейся на все социальные
институты, — создать объективные материальные, социальные и
духовные предпосылки к переориентации человека на биоэтичес/
кое, т.е. созидательно/творческое, эстетическое и нравственно
значимое отношение к себе, обществу, природе. «Важный аспект
обретения гармоничности — синтез истинного, благого и прекра/
сного в творчестве природы человеком» (4).
* * *
Вернемся к началу нашего рассуждения о статусе общей тео/
рии в системе медицинского знания. Мы пришли к заключению,
что ее основу должна составить междисциплинарная концепция
психосоматической целостности человека.
Построение такой доктрины предполагает теоретическую ин/
теграцию представлений философской антропологии, психологии
и медицины о человеке. Первые две, представляя собой фунда/
ментальные теории человековедения, призваны постулировать
методологические основания частных его ветвей и, естественно, в
первую очередь — медицины. Их идеи и принципы обусловят це/
левую направленность и логическую последовательность много/
этапного процесса исследования в рамках конкретных медицин/
ских дисциплин сложной по своей внутренней структуре систе/
мы — Человек. Именно такой подход, как нам представляется, и
способен привести к разработке ее (медицины) общей теории. Это
утверждение принимается многими специалистами, работающи/
ми в данном проблемном поле, однако, как ни прискорбно созна/
вать, оно и сегодня не выходит из разряда лишь благих пожеланий.
Сотрудничество медицины, философской антропологии и психо/
логии пока только декларируется, оно еще не стало реальным.
В системе высшего медицинского образования, к примеру,
отсутствует такая наука, как психология личности, в содержатель/
ном взаимодействии с которой настоятельно нуждаются приклад/
ные медико/психологические дисциплины: психиатрия, нейроп/
сихология, психофармакология и др.
Вот почему вывод из всего сказанного выше достаточно не/
утешителен.
323
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,313,314,315,316,317,318,319,320,321,322 324,325,326,327,328,329,330,331,332,333,...653
Powered by FlippingBook