- page 314

ленности, выражающемся в размывании норм реакций в видовом
поведении человеческих предков. Биологические способы разре/
шения этого феномена оказались непродуктивными. Поэтому,
чтобы включиться в исторически конкретную систему творимой
им культуры, человек сам должен быть освоен, освоен в качестве
естественного существа. Эта двойственность его характеристик и
представляет, на наш взгляд, основание для конкретной постанов/
ки проблемы социального и биологического, определения ее ис/
торического состава. Абстрактного решения эта проблема в прин/
ципе не имеет.
4. И, наконец, самое главное для основной цели нашего рас/
суждения. Понятие предметной деятельности оказалось возмож/
ным использовать как средство функционального объяснения и
обоснования целостности предмета такой ведущей гуманитарной
науки как психология. Работы ведущих российских психологов
Выготского Л.С., Леонтьева А.Н. и др. это подтвердили. Совокуп/
ность высших психических функций человека была реинтерпре/
тирована в рамках их концепций в качестве функциональных ор/
ганов его деятельности, что открыло путь к объяснению происхо/
ждения психики как таковой.
Почему среди многих гуманитарных дисциплин, идеи кото/
рых могут быть ассимилированы в общую теорию медицины, мы
выделяем именно психологию? Потому, что только эта наука спо/
собна трансформировать общие философско/антропологические
понятия в собственно медицинские. Ведь предметом и героем
психологии (как и в медицине) является человек, представленный
не абстрактно, не как некое «родовое» существо (Фейербах Л.), а
как конкретный живой индивид, как личность, становящаяся,
страдающая и радующаяся, творящая мир и мир своего бытия.
Психология рассматривает каждого человека как целостную
материальную систему с различными уровнями упорядочиваю/
щей динамической интеграции, высшим из которых является
уровень психики. Психика составляет необходимое условие жиз/
ни человека, она включает и каждое из «человеческих отношений
к миру».
Психика опосредует все жизненные отправления личности,
она обеспечивает в целом функцию ориентации человека в своем
внешнем и внутреннем мире, способность управления своей жиз/
недеятельностью, в том числе и своим организмом. И в этом смы/
сле вряд ли оправдано категоричное истолкование известного
афоризма: «В здоровом теле здоровый дух». Ведь действенна и об/
ратная связь: здоровая психика — основа нормального физиологи/
ческого состояния человека.
314
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,304,305,306,307,308,309,310,311,312,313 315,316,317,318,319,320,321,322,323,324,...653
Powered by FlippingBook