- page 308

го Логоса и мерное основание медицинской теории (Гиппократ)
совпадали. Дуализм в понимании мира и человека (душа и тело) в
средневековой философии оборачивался особым типом врачева/
ния (недуг телесный вытеснялся психотерапевтическим исцеле/
нием души). Пантеизм философии Возрождения стал методологи/
ческим основанием магической медицины этого времени. Меха/
нистическая трактовка казуальной зависимости природных про/
цессов, характерная для материалистической философии Нового
времени, была перенесена в науку и, в частности, в физиологию
человека, ставшую одним из теоретических оснований соматичес/
кой медицины.
Чем же можно объяснить такое совпадение? Прежде всего,
тем, что и философия, и медицина, представляя собой различные
по предмету формы познавательной деятельности, объединены
между тем рамками исторически особенного типа культуры.
Вспомним, что культура — это специфический для человека (в от/
личие от биологических форм жизни) способ организации и раз/
вития его жизнедеятельности, представленный в характере и про/
дуктах материального и духовного труда, в системе социальных
норм и убеждений, в духовных ценностях, в совокупности отно/
шений людей к природе, между собой и к самим себе. Являясь спе/
цифической характеристикой общества, культура выступает и как
характеристика развития творческих сил и способности личности
(знания и умения, производственных и профессиональных навы/
ков, уровня интеллектуального, эстетического и нравственного
развития, способов и форм взаимного общения). Поскольку фи/
лософия представляет собой способ общественного самосозна/
ния, или рефлексию культуры, то сформулированные в контексте
ее концептуального содержания понятия отражают наиболее об/
щие принципы бытия и познания, принципы, которые непосред/
ственно или опосредованно преломляются в конкретных видах и
формах человеческой деятельности. Именно поэтому философия,
по словам известного российского мыслителя Туровского М.Б.,
явилась и является «повивальной бабкой науки».
Вместе с тем существующее ныне явное противопоставление
философии и науки имеет историческое основание. Культурная
установка Нового времени, провозгласившая самодостаточность
человека как ответственного субъекта исторической деятельно/
сти, в том числе и познания, привела к преувеличению роли нау/
ки, ее быстрого социального обособления в виде общественного
института знания. Отделение философии от науки породило труд/
но разрешимую проблему антиномии субъективности разума и
постигаемого им объективного мира. Античность, эллинизм, сре/
308
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,298,299,300,301,302,303,304,305,306,307 309,310,311,312,313,314,315,316,317,318,...653
Powered by FlippingBook