- page 312

жизнедеятельности, полагания по всеобщей форме, т.е. как цели,
как знания.
Овеществление или объективизация в предметном теле ору/
дий (а позднее в их знаковой форме — слове, символе, жесте) са/
мих способов созидательной активности людей возможна только в
системе общественной (и значит, надиндивидуальной детермина/
ции усилий каждого субъекта, а также при условии фиксации их
результатов в общественно значимой (обобщенной, культурной
форме). В системе деятельного сотрудничества, предполагающего
со/мыслие, со/чувствие всех участников этого процесса, образ ре/
зультата их деятельности необходимо теряет инстинктивный хара/
ктер; он символизируется, становится средством выражения цели
и, соответственно, программы ее достижения. Человек изначаль/
но входит в свою историю как демиург, как преобразователь (15).
Преобразуя природный мир, переводя натуральное в культур/
ное, человек производит не только необходимый ему предмет. Он
производит многообразную совокупность новых форм сотрудни/
чества, результатом чего оказывается обновленная общественная
жизнедеятельность, а, значит, и новый по своим активным качест/
вам человек.
Живая общезначимая деятельность людей, создающая каж/
дый раз новые культурные формы, отливается и застывает в них.
Живой труд переходит в труд мертвый. Но последний снова ожи/
вает, будучи втянутым в процесс преобразовательного и созида/
тельного самоутверждения человека в мире. Поэтому истинный
генофонд человечества — это материальная и духовная культура. А
человек потому и универсальное существо, что, будучи носителем
деятельности, составляющей содержание всего мира культуры, он
репрезентирует своим бытием ее (культуры) целостность. Субъ/
ект, творящий мир своего бытия, не только познает его, но и оты/
скивает при этом всеобщий смысл самого своего существования.
Итог сказанному. Деятельностный подход, по нашему заклю/
чению, — это именно та методологическая позиция, которая обес/
печивает возможность объективного решения фундаментальной
проблемы философской антропологии. Конечно, само понятие
предметной деятельности, представление о ее структуре не позво/
ляет дать исчерпывающее объяснение сложному феномену чело/
веческой природы, включающей все глубоко личностные движе/
ния души каждого индивида, все многообразие языковых, знако/
во/символических форм общения и поведения, всех типов дея/
тельностно/семиотической переработки собственно не орудий, а
их значений. Но потому и называют концепцию Маркса подхо/
дом, что, не решая многих из означенных проблем, он позволяет
312
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,302,303,304,305,306,307,308,309,310,311 313,314,315,316,317,318,319,320,321,322,...653
Powered by FlippingBook