- page 313

наметить направление и основные ориентиры исследования. А
это, как известно, уже половина дела.
Деятельностный подход обнаруживает явные преимущества
перед другими методологическими позициями современной фи/
лософской антропологии.
1. Он позволяет преодолеть односторонность концепций как
субъективистского, так и объективистского толков, используя при
этом и их рациональные моменты.
2. Отстаивая приоритетное значение социокультурной сферы
бытия человека, он не отрицает роли собственно природных фак/
торов. Через культуру как «вторую природу» воспроизводится
единство мира собственно природного и человеческого.
3. Деятельностный подход позволяет наметить пути решения
одной из ведущих антропологических проблем — проблемы соци/
ального и биологического, хотя, на наш взгляд, сама постановка
последней не совсем корректна. Уже на стадии антропосоциогене/
за формируется принципиально новый тип организации живого.
Морфофизиологические особенности его организма представля/
ют собой предпосылку и прямой результат истории развития и за/
крепленных в культуре форм и способов человеческой деятельно/
сти. В соматической наследственности homo sapiens'a закладыва/
ется лишь механизм онтогенетического приспособления к обще/
нию и к орудийной деятельности. Иначе говоря, основную про/
грамму своей жизни человек находит не в устройстве своего тела,
не в его органических функциях, а в предметных формах культу/
ры, в способах и средствах общения. «Открытость» системы — Че/
ловек для любого вида социальных деятельных отношений — это
специфика существа, не имеющего аналогов в биологическом ми/
ре. В этом плане распространенное в научной, в том числе и в пси/
хологической литературе положение о том, что каждый новорож/
денный — только «кандидат в люди», на наш взгляд, не строго.
Оно противоречит диалектическому принципу саморазвития, сог/
ласно которому движущие факторы становления любого системно
сложного объекта содержатся уже в его исходном основании.
Известный психолог Рубинштейн С.Л. полагал, что ребенок
входит в мир с уже заложенной способностью жить в нем по/чело/
вечески. Первым криком своим он подтверждает свою готовность
быть «зеркалом» другого человека и соответственно видеть в нем
себя как в зеркале (12). Вместе с тем, для антропологии очевидным
стал и тот факт, что общение (со/мыслие, со/чувствие, со/дейст/
вие) как основополагающий фактор человеческой жизнедеятель/
ности привело по/своему к драматическому последствию, а имен/
но к резкому снижению собственно биологической приспособ/
313
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,303,304,305,306,307,308,309,310,311,312 314,315,316,317,318,319,320,321,322,323,...653
Powered by FlippingBook