- page 315

Для психологии проблематика философской антропологии и
полученные от ее изучения результаты имеют вполне однознач/
ный методологический смысл. Он заключается в требовании изу/
чать индивидуальную природу личности в контексте анализа ее
жизнедеятельности в системе исторических по своему характеру
общественных отношений. Для каждого индивида эти отношения
проявляются в способе гражданской производственной и бытовой
субординации социальных «ролей» окружающих его людей, а так/
же совокупностью нравственно/эстетических ценностей, обусло/
вливающих духовно/психологическую атмосферу его макро/ и
микросоциума.
Старая философия (Декарт, Фихте) нередко связывала кате/
горию «личность» с понятием рефлексия, или самосознания, тол/
куя его как простое самочувствие, как способность индивида ощу/
щать и оценивать свое внутреннее душевное и физическое состоя/
ние. И хотя способность к самоанализу является одним из сущест/
венных качеств личности, обеспечивающая ее поведению опреде/
ленную последовательность и устойчивость, жизнь нередко убеж/
дает в том, что самочувствие человека может быть неадекватным,
иллюзорным. Другими словами, личность нередко по самой своей
сути представляет собой далеко не то, что она сама о себе думает.
В научной литературе нет единого однозначного определения
личности. Многие авторы вместо дефиниции выделяют лишь фа/
кторы, ее (личность) формирующие. Это: «индивидные свойства
человека как предпосылки развития личности, исторический об/
раз жизни как источник развития личности и совместная деятель/
ность как основание осуществления жизни личности в системе об/
щественных отношений» (1). За каждым из этих факторов стоят
различные и пока недостаточно соотнесенные между собой облас/
ти знания. Но одно соображение объединяет их. Понять индиви/
дуальное своеобразие личности возможно лишь на пути «от обще/
го к частному», т.е. проследив, как характерные человеческие ка/
чества, нравственно/эстетические ценности, потребности и их
мотивация, особенности того или иного типа темперамента фор/
мируются и своеобразно проявляются у данного индивида. Психо/
логия личности призвана разрабатывать свои понятия и оценки на
стыке с общегуманитарными дисциплинами. Последние состав/
ляют систему взглядов на место человека в мире, они исследуют
всеобщие способы чувственно/практического, нравственно/эсте/
тического освоения и созидания человеком мира. Психологию ин/
тересует проблема — каким образом всеобщие (а, значит, обезли/
ченные) формы деятельности и общения усваиваются индивидом,
определяют его потребности, способности и все другие личные ка/
315
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,305,306,307,308,309,310,311,312,313,314 316,317,318,319,320,321,322,323,324,325,...653
Powered by FlippingBook