- page 311

Вместе с тем сближение различных позиций в философской
антропологии представляется весьма возможным. Обязательное
условие к этому — выявление той «базисной структуры», то кон/
кретно/всеобщей основы существования человека, которая детер/
минирует и в определенном смысле порождает все разнообразные
формы его (человека) жизнедеятельности. В поиске такого осно/
вания «нитью Ариадны», как нам представляется, может стать
концепция предметной деятельности Маркса. В истории фило/
софско/антропологической мысли общественно значимая целе/
направленная преобразовательная деятельность человека впервые
стала рассматриваться в качестве ведущего способа его бытия в
трудах немецких классиков. Правда, последние (Кант, Фихте, Ге/
гель) трактовали эту деятельность сугубо рационалистически в
единстве главных и самодостаточных (с точки зрения авторов) ее
аспектов: познавательного и нравственного. Марксу удалось пред/
ставить жизнедеятельность людей в качестве особого по форме и
структуре, но естественного и тем самым объективного по сущест/
ву природного взаимодействия. Предметом его доктрины стал не
мир сам по себе (объективистский подход), не человек сам по себе
(субъективистский подход), а «мир человека», т.е. его бытие в дея/
тельно преобразуемом им же самим природном и социальном
ландшафте. Известное утверждение Маркса, что «… история про/
мышленности и сложившееся предметное бытие промышленно/
сти является раскрытой книгой человеческих сущностных сил,
чувственно представшей перед нами человеческой психологией»
(9), несмотря на свою, казалось бы, явную метафоричность, со/
держит глубокой методологический смысл. Он достаточно осно/
вательно проанализирован в трудах российских философов и пси/
хологов (Ильенков Э.В., Туровский М.Б., Михайлов Ф.Т., Выгот/
ский Л.С., Леонтьев А.Н. и др.) В контексте нашего анализа важно
подчеркнуть лишь следующее. Конституирующей особенностью
человеческой жизни как формы обмена веществ является не пас/
сивное видоспецифическое, а «производительное потребление»
(преобразовательная орудийная деятельность). Именно оно логи/
чно приводит к перестройке естественной природы homo sapiens'a,
в составе которой появляются сформированные прижизненно но/
вые «функциональные органы» (Леонтьев А.Н.), или «сущностные
силы» (Маркс К.). И, значит, главный атрибут человека — его соз/
нание — это не сложившаяся эволюционно новая субстанция
(будь то некая духовная организация — душа или особая физиоло/
гическая структура мозга), а сформировавшийся в рамках деятель/
ности способ выражения новой, отличной от биологической фор/
мы полагания природного объекта как осваиваемого предмета
311
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I
1...,301,302,303,304,305,306,307,308,309,310 312,313,314,315,316,317,318,319,320,321,...653
Powered by FlippingBook