Та же логика «работает» и в отношении потребностей. Пото/
му важной задачей психологии личности является установление
возрастных границ, регламентирующих возможности формирова/
ния различных по уровню и направленности потребностей чело/
века. Для психологии, равно как и для педагогики, медицины и
других «человедческих» наук необходимо выявить тот сенситив/
ный период, в рамках которого формируются потребности в но/
вых действиях и деятельности, потребности в обогащении их со/
держания и совершенствования способов, т.е. таких, без которых
человек не станет активным созидателем собственной личности.
Дифференциация потребностей по их предметному содержа/
нию, духовной ценности, обусловливающей способы самовыра/
жения личности — одна из задач психологии.
Потребности как побудительная сила существования челове/
ка синтезируют в своем содержании все формы и уровни его пси/
хики. Прежде всего индивид осознает свои желания, порывы и
способы их удовлетворения как личностные жизненные функции,
переживание которых определяет его общее психофизиологичес/
кое самочувствие. Отражая зависимость человека от предметного
содержания культуры (материальной и духовной), потребности
осознаются им в виде субъективных образов предстоящей или осу/
ществляемой деятельности. Мотивация потребностей не только
осознается индивидом, но и эмоционально переживается им. Став
предметом постоянных эмоционально оценочных отношений,
личностные идеалы, обязанности, нормы поведения превращают/
ся в устойчивые стереотипы жизненной активности. Развитие,
становление человека как личности находит свое отражение в
своеобразном триедином процессе: расширение и обогащение
круга потребностей формирует разнообразные социально ценные
мотивации, которые в свою очередь обогащают, делают предметно
содержательными эмоции человека.
Принятие решения, оправдывающего тот или иной из конку/
рирующих в сознании мотивов поведения, требует от личности
внутренних усилий, необходимых для осуществления данной цели
деятельности, а это актуализирует ее волю.
Единство содержания конкретной потребности и способа ее
удовлетворения, включающего все формы человеческой психики
(чувства, мышление, волю), обеспечивается механизмом установ/
ки, т.е. складывающимся на основе опыта устойчивым предраспо/
ложением индивида к определенной форме реагирования. По оп/
ределению Узнадзе Д.Н., установка — это общепсихологическая
готовность индивида к реализации активированной потребности в
данной ситуации. Она имеет сложную структуру, содержащую
319
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I