бирать духовные пути, мы можем следовать или нет духовным за/
конам. Но сами эти законы столь же независимы от нашего жела/
ния, как и законы астрономии. Бог открыл для нас духовный путь,
на котором можно найти Его, и предупредил о том, в каких случа/
ях Царство Божие не наследуется людьми. Поэтому нельзя совме/
щать служение Христу с «контактерством» и почитанием иных
«божеств» (3).
Для духовного возрастания человека потребна борьба с гре/
хом, ибо естество наше, хотя и очищенное в крещении, не лишено
свободы выбора между добром и злом. Мир весь во зле лежит, и
грех ополчается на нас сразу с трех сторон (1 Иоан., 2,16). Сердце
верующего, как и весь род человеческий, подобны полю, на кото/
ром Господь Иисус Христос сеет семя благодати, а мир грешный и
враг/диавол — плевелы, греховные мысли и дела (Мф., 13). Плеве/
лы могут заглушить семя благодати, если, во/первых, верующий
не будет бороться сам с грехом, не будет употреблять усилие «ибо
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие вос/
хищают его» (Мф., 11,12); и, во/вторых, если верующий не будет
получать от Господа особую благодатную силу для очищения гре/
хов и искоренения из сердца плевел. Эта особая благодать, очища/
ющая грехи, подается в таинстве покаяния через священников,
которым дана от Бога власть вязать и разрешать грехи (Мф., 18,18)
[6].
Некоторые люди покаяние смешивают с исповедью, но это
ошибочно, т.к. исповедь лишь завершает, или заканчивает покая/
ние. Истинное покаяние состоит из следующих ступеней:
1)
Сознание
своих грехов, — для чего нужно припомнить свои
грехи и познать степень их тяжести;
2)
Сокрушение
, или печаль о своих грехах;
3)
Решимость
избежать греха, бороться с ним;
4)
Исповедь
, или свободное признание отцу духовному во всех
содеянных грехах с верою в милосердие Божие и надеждою
на полное очищение исповеданных грехов (6).
Молитва, как говорит Иоанн Златоуст, есть наша беседа с Бо/
гом и занятие равноангельское. Что кровь для тела, то и молитва
для души, поэтому кто не молится, тот душою своею мертв, он есть
живой труп. Молитва разделяется на внешнюю и внутреннюю
(или умную), на домашнюю и церковную. Внешняя молитва при
возношении сердца к Богу проявляется наружно в словах, крест/
ном знамении, поклонах и прочее, а внутренняя молитва состоит
в одном возношении сердца к Богу без телесных движений: первой
молитвой — внешней молятся все христиане, а второй — внутрен/
ней достигшие совершенства и получившие особый дар молитвы;
336
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I