Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание
за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от
греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это
Бога, заботящегося о тебе (Игум. Никон)[10]. Как огонь очищает
железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу.
Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и
скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками
своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет уг/
рызаться совестью в будущем веке, — ведь можно было показать
свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сде/
лал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей… Не в
гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби,
а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это
(10).
Следует упомянуть так же о том, что Св. Отцы предлагают ос/
вящать принимаемое лекарство: так, преп. Варсонофий Великий
рекомендовал одному ученику принимать лекарство — розовое
масло со св. водой. Тот же старец при болезнях не советует усилен/
но молиться об исцелении, ибо мы не знаем, что нам полезно [10].
«Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
.
(1 Тим., 2,4 ).
Болезнь как средство нравственного очищения человека
и его подготовки к загробной жизни.
В предыдущем разделе мы попытались раскрыть этот вопрос
на основании высказываний некоторых Св. отцов. От себя доба/
вим, что великий светоч Православия прошедшего ХХ века Свя/
той Праведный Иоанн Кронштадский умер от рака мочевого пу/
зыря. А значит, Господь посылает людям болезни, в первую оче/
редь, для очищения, а не как наказание за грехи, ибо св. Правед/
ный Иоанн Кронштадский был, конечно, человеком уже при жиз/
ни совершенным, исцелявшим больных, изгонявшим бесов из
одержимых и даже воскрешавшим мертвых. Об этом подробно
рассказано в Житии этого святого, к которому мы и отсылаем ин/
тересующихся подробностями. И вместе с тем, следует отметить в
дополнение к ранее сказанному, что безгрешным был один Иисус
Христос, а любой человек, даже проживший на земле всего два ча/
са, уже грешник, и для того, чтобы попасть после смерти в рай ему
необходимо нравственное очищение, одним из средств которого и
является болезнь.
В заключение этого раздела лекции приведем дивный рассказ
из «Писем Святогорца» (14).
339
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I