уст и др. Наиболее подробно развивает мысли этого рода св. Ки/
рилл Александрийский в «Слове на исход души», обычно печатае/
мом в Следованной псалтыри; а картинное изображение этого пу/
ти представлено в житии преп. Василия Новаго, где усопшая бла/
женная Феодора, в сонном видении Василиева ученика, передает,
что она видела и испытала по разлучении ея души с телом и при
восхождении души в небесные обители. По поводу образности
сказаний о мытарствах московский митрополит Макарий в «Пра/
вославном Догматическом Богословии» замечает: «должно однако
твердо помнить наставление, какое сделал ангел преп. Макарию
Александрийскому, едва только начал речь о мытарствах: «земные
вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных», —
и представлять мытарства следует сколько возможно в смысле ду/
ховном, скрывающемся под более или менее чувственными, чело/
векообразными чертами» (13).
Устройство загробной жизни.
О состоянии души после частного суда Православная Цер/
ковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или му/
чатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас перехо/
дят или к радости или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни
совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совер/
шенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по
общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором
жила добродетельно или порочно» (Послание Восточных Патри/
архов о православной вере, член 18; цит. по [13]). Таким образом,
Православная Церковь различает два разных состояния после ча/
стного суда: одно для праведников, другое для грешников; иначе
говоря, — рай и ад. Отцы Церкви, на основании слова Божия, по/
лагают, что мучения грешников до Страшного суда имеют харак/
тер предначинательный. Эти мучения могут быть облегчаемы и да/
же могут быть сняты по молитвам Церкви (13). Для умершего за
гробом покаяние невозможно. Это открывается из Священного
писания, которое учит, что настоящее время есть время сеяния, а
будущая жизнь — только жатва (2).
Духовная жизнь больного: любить свою болезнь, молитва
самого больного и молитвы родственников и близких
за болящего, исповедь, причастие, соборование.
О духовной жизни больного мы сказали кратко выше. Глав/
ное — не роптать против Бога, верить, что болезнь попущена Бо/
343
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том I