может вызываться реальной или вымышленной утратой значимо4
го объекта, что приводит к обеднению «Я» (Mitscherlich A., 1953;
Schur M., 1955).
В настоящее время многие исследователи согласны с тем, что
понятие конверсии (как принцип разъяснения) применимо лишь
к определенной группе символически детерминированных сим4
птомокомплексов, но для большинства психосоматических рас4
стройств не применим. Кроме того, еще надо доказать, что внача4
ле происходит символизация, затем конверсия, за ней поврежде4
ние, а не наоборот (вначале повреждение, затем вторично выраба4
тываются психические представления, создаются условия для вто4
ричной символизации).
Психосоматическая медицина в свете теории научения
Физиологические изменения функций могут вызываться ус4
ловными сигналами (исследования И.П. Павлова и его учеников).
Психосоматические процессы рассматриваются как проторенные
пути, как сложные структурированные «рефлексы», соответствую4
щие основной схеме условного рефлекса с его афферентной ча4
стью центральной переработки и эфферентной частью дуги реф4
лекса. Важными являются закономерности формирования услов4
ных рефлексов и их ослабления (угасания).
Процессы научения (выработка реактивного, оперантного
поведения, когнитивное научение) важны для возникновения и
сохранения психических расстройств, которые рассматриваются
как неверно приспособленными заученными формами поведения.
Парадигмы, относящиеся как к классическому, так и к оперантно4
му обусловливанию, предполагают, что соматические симптомы
уже имеются. Проблема «выбора органа» объясняется как индиви4
дуальное различие в проявлениях готовности к вегетативным ре4
акциям на раздражители.
Концепция стресса
Г. Селье (Selye H., 1936) интересовался тем, в какой мере
отягощающие «стимулы» (раздражители) могут вызывать сома4
тические заболевания. Анатомические повреждения как следст4
вие стресса могут уменьшаться или задерживаться, если появля4
ется возможность реагировать на отягощающие «стимулы».
Стрессовые ситуации представляют собой селективные нагрузки
самого разного рода и длительности (психические, межличност4
ные и социальные). Они угрожают субъекту или побуждают орга4
387
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II