ных эффектов противоопухолевого лечения кратковременно и об4
ратимо. Другие (например, ампутация пораженной конечности)
приводят к постоянной утрате функции; некоторые (например,
облучение) могут иметь поздние инвалидизирующие побочные
эффекты. Однако, в целом риск минимален по сравнению со
смертностью от самой болезни.
Когда сам ребенок (обычно подросток) отказывается от лече4
ния, то основные мотивации включают неверие в результат лече4
ния, чувство беспомощности, стресс вследствие побочных резуль4
татов терапии или сочетание перечисленного. Отказываясь от ле4
чения, некоторые подростки самоутверждаются, доказывают ок4
ружающим свою независимость и демонстрируют, что они спо4
собны сами распоряжаться своей собственной судьбой. Это — дру4
гая ситуация, в которой превентивные меры более эффективны,
чем попытки вмешаться в кризис. Профилактические меры за4
ключаются в вовлечении подростка в дискуссию и процесс приня4
тия решений с самого начала. Когда подросток активно отказыва4
ется от лечения, то лечащему персоналу нужно спокойно выяс4
нить, какие факторы повлияли на его решение, поговорив с ним в
корректной манере. Если пациент думает, что родители, не счита4
ясь с ним, сами принимают все решения, и отказ от лечения явля4
ется для него попыткой самоутверждения, то следует, откровенно
«подвинув» родителей, позволить подростку играть ведущую роль
в общении с персоналом. Тем, кто считает, что лечение безнадеж4
но, может быть четко представлено соотношение «риск/выгода», в
частности, когда лечение является паллиативным. Стресс и дис4
комфорт от побочных эффектов лечения — самые частые причи4
ны отказа ребенка от терапии и самые трудные вещи для понима4
ния взрослых (семьи и лечащего персонала), так как эти чувства
рассматриваются ими как нарциссические и недальновидные.
Подросток существует в «здесь и сейчас», а не в будущем, и не все4
гда способен к зрелой прогностической оценке происходящего.
Специалист в области ментального здоровья, не вовлеченный на4
прямую в лечение ребенка, может существенно помочь в этих во4
просах. Кроме того, полезен креативный нестандартный подход к
ведению симптомов (например, смена помещения, в котором про4
водится химиотерапия у пациентов с тяжелой ожидаемой тошно4
той и рвотой; тщательный подбор соседей по палате; предоставле4
ние некоторых исключительных прав и т.д.). Некоторые подрост4
ки все4таки никак не могут ясно представить и до конца понять
жизнеугрожающую природу своей болезни. В этом случае лишь
бесстрастный фактический подсчет того, что может случиться без
лечения, включая прогрессию болезни и смерть, может предоста4
274
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II