194
Курс лекций по паллиативной медицине
вается смещением или систематический ошибкой (bias,
англ.
). Например, одним из самых частых смещений яв-
ляется смещение отбора. При этом в результате несовер-
шенной методологии в изучаемую группу попадают люди
с особыми характеристиками. В итоге измерение выявит
не эффект воздействия на этих людей, а особенности этих
людей. Так, при изучении здоровья людей, включивших-
ся в программы профилактики, выявляется в основном
не эффект профилактики, а то, что в эти программы
включаются самые здоровые люди.
Для того чтобы уменьшить влияние привходящих фак-
торов (конфаундеров, confounders,
англ.
), в РКИ помимо
рандомизации применяют множество приемов. Например,
результаты рандомизации скрывают, и больные не знают,
получают они новое лечение или старое (контрольное), в
исследование включают специально отобранных больных,
которые, например, имеют одну заранее оговоренную тя-
жесть болезни и ее вариант, не имеют сопутствующих со-
стояний или, наоборот, имеют обязательно определенное
сопутствующее состояние. Нередко для испытания отбира-
ют только больных, еще не имеющих опыта лечения изучае-
мого состояния. В итоге измерение эффекта вмешательства
становится более валидным, но оно хорошо соответствует
только данным конкретным условиям эксперимента (
высо-
кая внутренняя валидность
).
В реальной практике врач имеет дело с разнообразными
больными, и всегда остается вопрос, насколько результаты
РКИ
внешне валидны.
Не существует примеров того, чтобы
лекарство, помогающее одной группе больных, не помога-
ло или вредило отличающейся группе больных с таким же
заболеванием. Вместе с тем всегда существуют сомнения,
действительно ли эффект вмешательства, измеренный в
РКИ, наблюдается при лечении разнообразных больных в
условиях обычной практики. Это сомнение поддержива-