Журнал «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
№ 1. 2013 г.
39
трируется созданный при участии кафедры фильм
«Аттестации рабочих мест медицинских работни-
ков», который облегчает усвоение темы и наглядно
показывает отдельные этапы работы.
Послевузовская профессиональная подготовка
врачей-профпатологов включает углубленное изуче-
ние клинических проявлений влияния ЭМП на орга-
низм человека с обязательным знакомством с сани-
тарно-гигиенической характеристикой электромаг-
нитной обстановки на рабочих местах лиц разных
профессий. Слушатели циклов готовятся к проведе-
нию предварительных и периодических медицинских
осмотров работников в целях выявления связи разви-
тия заболевания с воздействием ЭМП в соответствии
с требованиями приказов Минздравсоцразвития РФ
(№302н и др.).
Сегодня хорошо известно о неблагоприятном вли-
янии техногенных ЭМП на здоровье человека.
Помимо описанных еще в 60–70-е гг. прошлого сто-
летия трех ведущих синдромов (астенического, асте-
новегетативного и гипоталамического) и радиовол-
новой катаракты, в качестве отдаленных последствий
воздействия ЭМП в настоящее время указываются:
возможность развития раннего атеросклероза, ише-
мической болезни сердца, гипертонической болезни,
нарушение течения беременности, возникновение
пороков развития у детей. ЭМП рассматриваются как
фактор риска возникновения депрессии, болезней
Альцгеймера и Паркинсона, прогрессирующей
мышечной атрофии. Кроме того, Международное
агентство по исследованию рака (МАИР) в мае 2011 г.
отнесло ЭМП, создаваемые аппаратами сотовой
связи, к категории «2b» – потенциальных канцероге-
нов по рискам развития опухолей головного мозга
(глиом) у пользователей при эксплуатации мобиль-
ных телефонов более 10 лет. Ранее к этой же катего-
рии были отнесены магнитные поля промышленной
частоты (50 Гц) по рискам развития лейкозов у детей,
проживающих вблизи линий электропередачи.
Вместе с тем в последние десятилетия открылись
новые аспекты проблемы электромагнитной безопас-
ности человека. Так, длительное пребывание в усло-
виях дефицита электромагнитных полей естественно-
го происхождения (при уровнях ниже естественного
электромагнитного фона Земли) также небезразлично
для здоровья и может приводить к изменению функ-
ционального состояния ведущих систем организма
(центральной нервной, сердечно-сосудистой, эндок-
ринной, иммунной и др.). В такие гипогеомагнитные
условия человек попадает, находясь в экранирован-
ных помещениях, в производственных, жилых и обще-
ственных зданиях, выполненных из железобетонных
конструкций, в сооружениях метрополитена, банков-
ских хранилищах, шахтах, в автомобилях и поездах, в
танках, подводных лодках и внутри другой военной
техники, отделениях банков, при осуществлении кос-
мических полетов и др.
С целью обеспечения слушателей дополнительны-
ми углубленными знаниями и умениями по отде-
льным направлениям электромагнитной гигиены в
образовательный процесс вводятся элективы, такие
как: «ЭМП на рабочем месте пользователя ПЭВМ:
гигиеническая оценка и влияние на здоровье»,
«Физиотерапевтическое оборудование как источник
неблагоприятного влияния ЭМП на здоровье меди-
цинского персонала», «ЭМП как фактор риска при
использовании беспроводных информационно-ком-
муникационных технологий: Wi-Fi и др.», «Сотовая
связь и здоровье пользователей» и др.
Проблема предупреждения неблагоприятного вли-
яния современной электромагнитной обстановки на
здоровье человека и окружающую природную среду
очень сложна и имеет важное медико-биологичес-
кое, социальное и государственное значение. Важным
этапом в ее решении является обучение слушателей
основам организации системы социально-гигиени-
ческого мониторинга электромагнитной обстановки
производственной и окружающей среды, а также
методологии установления уровней профессиональ-
ного риска при воздействии ЭМП и внедрение их в
практику.
Применяемые на кафедре варианты контроля зна-
ний курсантов (вводный и заключительный тестовый
контроли, ситуационные задачи, научно-практичес-
кие работы на заданные темы, заключительное собе-
седование на экзамене, итоговая конференция, экза-
мен) позволяют объективно оценивать эффектив-
ность проведения и организации учебного процесса.
В плане совершенствования учебно-методической
базы преподавания электромагнитной гигиены раз-
работаны учебно-методические комплексы, подго-
товлены руководства, монографии, сборники норма-
тивно-методических документов и др. Курс электро-
магнитной гигиены представлен в руководстве
«Физические факторы производственной и природ-
ной среды. Гигиеническая оценка и контроль»
(2003 г., учебная литература для слушателей системы
ППО под ред. Н.Ф. Измерова и Г.А. Суворова) и
учебнике «Гигиена труда» (2008 г.). Отдельные воп-
росы изложены в «Российской энциклопедии по
охране труда» (2003 г.) и «Российской энциклопедии
по медицине труда» (2005 г.), клинические аспекты
проблемынаиболее полно отражены вНациональном
руководстве «Профессиональная патология» (2010 г.).
Наиболее интересные презентации и лекции веду-
щих ученых записаны на CD-дисках и используются
при самостоятельных занятиях слушателей для
закрепления материала.
Участие сотрудников кафедры медицины труда и
НИИ медицины труда в выполнении работ по меж-
дународным научно-исследовательским программам
и в работе международных форумов позволяет
использовать информационные ресурсы, имеющие-
ся в международных базах данных по электромагнит-