№ 1. 2013 г.
Журнал «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
38
телекоммуникационных систем, всеобщая компью-
теризация, интенсивное развитие электротранспорт-
ных средств, быстрорастущий ассортимент отечест-
венных и зарубежных радиоэлектронных и электро-
технических изделий различного назначения, в том
числе диагностической и физиотерапевтической
лечебной аппаратуры, электробытовой техники, при-
водит к усложнению электромагнитной обстановки и
возрастанию реальных экспозиций ЭМП как на
рабочих местах, так и в местах проживания населе-
ния. Важно отметить, что все эти источники непос-
редственно приближены к пользователям и создают
ЭМП в широкой полосе частот (от статических до
ЭМП радиочастотного диапазона). В связи с этим
подготовка и повышение квалификации кадров, вла-
деющих вопросами электромагнитной гигиены, при-
обретают всё большую актуальность.
Преподавание электромагнитной гигиены ведется
на кафедре медицины труда медико-профилактичес-
кого факультета ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.
И.М. Сеченова (базовое учреждение – ФГБУ «НИИ
медицины труда» РАМН) в рамках разработанных на
кафедре Государственных образовательных стандар-
тов послевузовской профессиональной подготовки
специалистов с высшим образованием: по специаль-
ностям
«Гигиена
труда»
(№040303.04)
и
«Профпатология» (№040114). В образовательный
процесс внедрена система менеджмента качества
(СМК), построенная в соответствии с требованиями
международного стандарта ISO 9001:2008, что стиму-
лирует поддержание в постоянно высоком работо
способном состоянии технологий обучения.
Слушателями курса электромагнитной гигиены
являются специалисты отделов по гигиене труда
(врачи, помощники врачей, инженеры) Центров
гигиены и эпидемиологии, ТУ Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и бла-
гополучия человека, врачи-терапевты, врачи-проф
патологи, инженерно-технические работники про-
мышленных лабораторий, отделов охраны труда и
техники безопасности и др.
В основу учебно-педагогической работы положена
концепция непрерывного образования по модульной
системе и реализация компетентностного подхода.
Разработаны самостоятельные модули по каждому
виду неионизирующих электромагнитных полей и
излучений, для которых доказана возможность их
неблагоприятного влияния на здоровье человека:
гипогеомагнитное поле, электростатическое поле,
постоянное магнитное поле, электрические и маг-
нитные поля промышленной частоты (50Гц), элект-
ромагнитные излучения радиочастотного диапазона
(10 кГц – 300 ГГц), электромагнитные поля на рабо-
чем месте пользователя компьютера, широкополос-
ный электромагнитный импульс, электромагнитные
излучения оптического диапазона (лазерное и уль-
трафиолетовое).
В рамках каждого модуля рассматриваются следу-
ющие вопросы:
– гигиеническое нормирование производствен-
ных и внепроизводственных воздействий ЭМП в
России и за рубежом и проблемы гармонизации этих
регламентов;
– гигиеническая оценка источников ЭМП, элект-
ромагнитной обстановки на рабочих местах, в жилых
и общественных зданиях и сооружениях, в окружаю-
щей среде;
– клинические проявления и отдаленные последс-
твия воздействия на человека каждого из вышепере-
численных электромагнитных факторов;
– методы и средства контроля ЭМП на рабочих
местах и в окружающей среде;
– методы и средства защиты от неблагоприятного
влияния ЭМП на здоровье работников и населения.
Обучение осуществляется с учетом профессио-
нальных интересов и уровня знаний слушателей по
данным вопросам, который устанавливается в соот-
ветствии с документами о базовом образовании и
повышении квалификации и может проводиться в
рамках первичной переподготовки (504 ч. и 594 ч.),
циклов повышения квалификации с возможной сер-
тификацией (144 ч.) и циклов тематического усовер-
шенствования (72 ч. и 108 ч.). В учебный процесс
активно внедряется такое инновационное направле-
ние развития послевузовского образования, как дис-
танционное обучение.
На циклах по гигиене труда основной акцент дела-
ется на вопросы углубленного изучения нормативно-
методических документов, регламентирующих произ-
водственные и внепроизводственные воздействия
ЭМП (СанПиН-ы, МУК, приказы и др.). Большое
внимание уделяется привитию практических навы-
ков, освоению методик измерения и гигиенической
оценки ЭМП, создаваемых различными источниками
с помощью современных компьютеризированных
измерительных приборов (Narda NBM-550, EMR-200,
«Экофизика» с антеннами П6-70, П6-71 и П3-80-Е,
BE-метр АТ-003, СТ-01, П3-50, МТМ-01 и др.).
В плане подготовки врачей-гигиенистов, а также
инженерно-технических работников служб охраны
труда и техники безопасности к проведению аттеста-
ции рабочих мест кафедра проводит циклы темати-
ческого усовершенствования «Методы и средства
контроля факторов производственной среды и трудо-
вого процесса. Аттестация рабочих мест». Контроль
электромагнитных факторов на производстве и про-
ведение по ним аттестации рабочих мест является
одной из наиболее сложных проблем в плане подго-
товки слушателей. Важнейшим документом, позво-
лившим систематизировать эту работу, является под-
готовленное с участием кафедры «Руководство по
гигиенической оценке факторов рабочей среды и
трудового процесса. Критерии и классификация
условий труда» (Р2.2.2006-05). На занятиях демонс-