- page 285

хом последующего возможного отчуждения родителей и других
значимых лиц, которые (как понимает ребенок) получат дополни4
тельное эмоциональное бремя его осведомленности и невыноси4
мых страхов. Психологи с помощью игр, занятий искусством и те4
рапевтических бесед могут выявить восприятие смерти и пробле4
мы конкретного ребенка. При помощи различных психотехник
профессионал может корректировать нарушения, развеять бес4
почвенные фантазии и повысить самооценку ребенка, овладевше4
го своими страхами. Родители должны поощряться к участию в
подобных процессах.
Родители часто спрашивают совета о том, как быть с вопроса4
ми больного ребенка, а также его братьев и сестер; при этом взро4
слые часто теряются при попытке открыто поговорить с детьми.
Помощь может заключаться в подходе, ориентированном на воз4
раст ребенка.
Детские концепции смерти и болезни развиваются вместе с
взрослением ребенка (Kane, 1979; Lansdown and Benjamin, 1985).
Дети, по4видимому, понимают больше, чем ожидают от них взро4
слые (Bluebond4Langner, 1978), и осознают смерть с трехлетнего
возраста. Вначале они понимают смерть как обусловленное болез4
нью обратимое состояние, связанное с разлукой и неподвижно4
стью. В раннем возрасте дети больше всего боятся одиночества; их
нужно успокаивать и постоянно быть с ними рядом. Более полное
понимание, включая постоянность и универсальность смерти,
развивается со временем. В возрасте 346 лет дети понимают, что
они очень больны, и им не становится лучше. Многие семилетние
дети имеют полное или почти полное понимание смерти. У них
появляется осознание того, что они умирают, и они нередко, хотя
и не всегда, обсуждают это открыто или выбирают кого4то одного,
с кем делятся своими чувствами. Что касается подростков, то они
обычно отчетливо представляют себе, что означает их диагноз, не4
удачи лечения и неизбежность конца.
Родителям надо помочь общаться с детьми не только с по4
мощью непосредственных разговоров, но и быть готовыми к их
косвенным подходам: «Теперь мне больше не нужны новые иг4
рушки». Некоторым детям удобнее выражать свои представле4
ния о смерти в своих играх или рисунках; они могут делать для
себя целые открытия при чтении историй, касающихся болезни
и смерти.
Многие родители при некоторой поддержке способны быть
открытыми с братьями и сестрами тяжело больного ребенка в
разговорах о смерти. С другой стороны, даже для наиболее от4
крытых и откровенных взрослых людей, идея поговорить с ре4
285
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,275,276,277,278,279,280,281,282,283,284 286,287,288,289,290,291,292,293,294,295,...486
Powered by FlippingBook