- page 289

что тема, отсутствующая в университетском образовательном кур4
се — «неправильная». Ее факультативность как в студенческие, так
и в последипломные годы внушает врачу мысль, что необязатель4
но стремиться к преодолению стандартной черты медицинской
практики и искать проблемные подходы к разговору о плохих но4
востях. Однако, от отсутствия проработки навыков общения бес4
покойство и неуверенность у врача перед трудным разговором не
исчезают. Стремясь любой ценой быть в ровных отношениях с па4
циентами и их родственниками, многие доктора при виде бурных
реакций (крик, слезы, причитания) склонны считать их своей не4
доработкой. Вряд ли можно оспаривать подсознательное, а порой
и осознанное стремление избежать вида необузданных проявле4
ний человеческого горя.
Многие годы, а порой всю жизнь врач учится вести себя спо4
койно в экстремальных ситуациях, подавлять всякую панику, а
также любые проявления антипатии в адрес конкретного больно4
го. Эти принципы неоспоримы и соответствуют идее профессио4
нального поведения как такового. Однако, принимая модель безу4
словного спокойствия, доктор испытывает затруднения, когда на4
до выразить симпатию или другие полезные в настоящий момент
пациенту чувства. Доктора не бесчувственны, но всем своим пред4
шествующим опытом приучены скрывать гнев или панику, а соз4
нательное проявление человеческой симпатии считают менее ва4
жным. Насколько проще обсуждать прогноз болезни с коллегой,
чем с самим больным! Возможно, в разговоре с пациентом врач
увязает под грузом клинической ответственности и профессио4
нальных обязанностей, ограниченно используя лишь авторитар4
ный язык логики и рассудка. Навык выражать симпатию осознан4
но и ясно, не прикрываясь понятием «исполняемых обязанно4
стей», довольно сложен и требует выучки.
Одним из многократно обсуждавшихся социальных феноме4
нов является табу на разговоры о смерти, что не требует особых
комментариев. Другой феномен менее известен: отрицание самим
врачом собственной болезни и смерти. Некоторые психиатры по4
лагают, что среди многих соображений и поводов, по которым лю4
ди становятся врачами, есть воображаемое чувство неуязвимости,
которое существует у персонала, работающего среди больных и
остающегося здоровым. Во многих публикациях, написанных до4
кторами об их личном опыте болезни, описывается, как удивлены
и даже оскорблены они были, что Это случилось с ними.
R.Buckman (1984) полагает, что врачи несколько более склонны
верить, что Это с ними никогда не произойдет, чем люди в целом.
Легче всего сохранять такую иллюзию живой, устанавливая изряд4
289
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,279,280,281,282,283,284,285,286,287,288 290,291,292,293,294,295,296,297,298,299,...486
Powered by FlippingBook