- page 286

бенком о его собственной смерти безмерно трудна. «Конспира4
тивный заговор», молчаливое притворство между родителями и
ребенком является общеизвестным феноменом, который может
привести к отказу ребенка от возможности выражать свои собст4
венные страхи.
Разрушить подобный обман не всегда возможно, однако ро4
дителям можно подсказать, что у ребенка есть шанс поговорить с
третьим человеком, и предоставить такую возможность. Беспо4
койство у детей (которое может манифестироваться ночными
кошмарами, упрямством или агрессией) обычно редуцируется,
как только они начинают понимать и прогнозировать происходя4
щие события. Обсуждение с ребенком его собственной смерти мо4
жет означать для него отреагирование стресса, и, если негативные
чувства осознаваемы и выражаются открыто, то стресс может быть
успешно редуцирован. Кроме того, ребенок будет иметь возмож4
ность осуществить какие4то детские планы и попрощаться. От4
крытая коммуникация, контроль боли и поддержание обычных
семейных обязанностей дают ощущение безопасности, убежден4
ность в которой очень важна для умирающего ребенка. По мере
возможности, в терминальной фазе заболевания ребенок должен
поощряться к участию в обычных ежедневных делах (Lansky S.B. et
al., 1989). День может быть организован так, что, даже будучи ог4
раничен постелью, ребенок продолжает оставаться «почти вза4
правдашним» участником жизни семьи. Сохранение семейных
норм поведения и распорядка также минимизирует ощущение ре4
бенком себя как обузы.
Коммуникативные проблемы медицинского персонала
в работе с умирающими детьми
В одном из наиболее ранних исследований по данной пробле4
ме (Binger C.M. et al., 1969) 6 из 20 опрошенных семей, потерявших
ребенка от лейкемии, утверждали, что с приближением смерти
профессиональный состав отстраняется. Ребенку кажется, что он
становится все более изолированным, как в физическом смысле
(многие дети из4за профилактики инфекций находились в изоля4
ции до самого конца), так и в том смысле, что его «обходят» — тер4
мин, используемый многими пациентами и персоналом.
Впоследствии в 704е и 804е годы за рубежом многие авторы
резюмировали, что у медперсонала возникают свои типичные
проблемы при встрече со смертью ребенка. Дистресс у врача ча4
сто связан с чувством вины по поводу неудач терапии. В то же
время он озабочен собственными страхами и тревогами по по4
286
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,276,277,278,279,280,281,282,283,284,285 287,288,289,290,291,292,293,294,295,296,...486
Powered by FlippingBook