воду смерти и чувствует, что умирающему ребенку и его родите4
лям поддержки недостаточно. Столкнувшись с этими конфлик4
тами, он часто избегает пациента или семью, становится недос4
тупным и строит себе фасад из занятости, нетерпимости и офи4
циальности. Таким образом, в то время, когда в них больше все4
го нуждаются, профессионалы часто занимают нейтральную
или даже негативную позицию в контактах с семьей умирающе4
го ребенка. По мере того, как ребенок умирает, многие специа4
листы имеют тенденцию справляться со своим собственным
беспокойством, избегая пациента и его семьи, когда им так ну4
жна поддержка! Горькая ирония по этому поводу заключена в
замечательной фразе И. Бродского: «Смерть — это то, что про4
исходит с другими».
Говорить с пациентом о плохих новостях и смерти редко бы4
вает легко. Врач или медсестра могут сами страдать от многих
страхов, явных или скрытых, которые будут накладываться на
эффективность их общения и разговора (Buckman R., 1984). В ре4
зультате медперсонал, осуществляющий помощь умирающим,
последовательно использует тактику дистанцирования и избега4
ет слишком тесного общения со страданиями пациентов
(Maguire, 1985). Не вовлекаясь в переживания ребенка и его ро4
дителей, медперсонал обеспечивает свое собственное психоло4
гическое выживание, иначе потребовался бы более тщательный
отбор сотрудников, специальная подготовка персонала и реаби4
литирующие приемы в течение свободного времени. Чаще всего
врачи и сестры полагают, что пациенты сами раскроют свои пси4
хологические проблемы, поэтому они редко спрашивают о том,
как умирающие эмоционально приспосабливаются к обстоя4
тельствам. Тем не менее, только меньшинство терминальных
больных открывают свои главные проблемы спонтанно. Когда
ребенок жалуется на свой физический и/или психологический
дискомфорт, то врач или медсестра решают преимущественно
только физические проблемы. Это предпочтение работе с телес4
ными проблемами приводит ребенка к мысли о том, что упоми4
нание каких4либо поведенческих, нравственных, духовных за4
труднений не соответствует принятым правилам. Не менее часто,
если ребенок ставит перед врачом или сестрой психологическую
проблему или затруднительный вопрос, то из этой ситуации вы4
ходят переменой темы. Несмотря на то, что указанная тактика
дистанцирования является очевидной для наблюдателя, врачи и
сестры, как правило, не отдают себе отчета в ее использовании.
Однако эта тактика используется ими настолько последователь4
но, что не может быть бессмысленной. Одно из убедительных
287
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II