объяснений ее заключается в том, что большая часть врачей и се4
стер работает в ситуации значительного давления. Активный по4
иск психологических проблем может привести их к перегрузке,
поэтому концентрация внимания на обеспечение контроля над
болью и другими физическими симптомами является наиболее
эффективной тактикой дистанцирования. Синдром эмоцио4
нального выгорания среди профессионалов, работающих в сис4
теме «человек4человек», — общеизвестное явление, которое
крайне затрудняет эффективную коммуникацию, в частности,
при работе с умирающими детьми.
R. Buckman (1984) систематизировал типичные проблемы,
тревоги и даже страхи, сопровождающие медперсонал при сооб4
щении психологически травмирующей больного информации.
Основным опасением для врача, особенно молодого, служит
мысль о том, что пациент и его семья будут упрекать именно его
за то плохое известие, которое он сообщил. Конечно, феномен
идентификации плохой новости с ее носителем не нов, и не уни4
кален только для врачебной среды. Как известно, экзекуция над
гонцом, прибывшим с плохим известием, оставалась обычным
порядком вещей в средневековье и более древние времена. Пере4
нос реакции на ее носителя не является необычным или отклоня4
ющимся поведением, скорее одной из форм реагирования. Поэ4
тому врач вправе ожидать или даже опасаться подобных реакций
со стороны родителей. Не каждая мать разразится упреками в от4
вет на плохие новости, излагаемые врачом. Однако опасаться это4
го перед началом беседы и даже избегать самого разговора —
вполне вероятные подсознательные мотивы врача. Не хотелось
бы придавать слишком большого значения комплексу вины, но
врачу полезно помнить, что онкологическое заболевание кон4
кретного ребенка — не наш промах или вина, и поэтому слова об4
винения являются всего лишь реакцией (такой же универсаль4
ной, как воспаление или кровотечение) и не носят личной напра4
вленности. Пожалуй, все4таки сформулировать это легче, чем вы4
полнить.
К сожалению, от практикующего врача в официальном по4
рядке никто не требует быть компетентным в искусстве профес4
сионального диалога. Этот важнейший навык не контролируется
так тщательно, как собственно медицинские знания и навыки, по4
этому опыт в коммуникативной сфере врач приобретает эмпири4
ческим путем, зачастую методом проб и ошибок. Не удивительно,
что в ситуациях, к которым мы не подготовлены (в частности, раз4
говор с умирающим), мы чувствуем неловкость и даже стремимся
избегать их. Пожалуй, у части профессионалов возникает мнение,
288
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II