ную дистанцию с теми, с кем Это сейчас происходит или давно
случилось.
Что же может быть сделано для преодоления коммуникатив4
ных сложностей в работе с терминальными пациентами? Трудный
разговор с серьезно больным есть тема, нуждающаяся в большем
акцентировании в процессе профессионального обучения, осо4
бенно в постдипломном периоде. Такое мастерство следует рас4
сматривать не как божественный дар, а как ремесло, которому мо4
жно научиться, как и многим другим аспектам медицинской дея4
тельности. Решение подобной задачи возможно только при совме4
стных усилиях врачей и специалистов по межличностному обще4
нию, чье участие в формировании профессионалов любого про4
филя настойчиво диктуется жизнью. Высокие стандарты паллиа4
тивного лечения должны включать обязательные тренинги про4
фессионального общения для медперсонала, а также организацию
балинтовских групп для врачей.
Некоторые социальные аспекты оказания
паллиативной помощи в детской онкологии
Помощь пациентам в комплексном планировании и приня4
тии решений, которые предстоят им на протяжении периодов
крайнего стресса (установление диагноза, рецидив, метастазиро4
вание, терминальная фаза), — относительно новая клиническая
функция в онкосоциальной работе (Christ G.H., 1989). При этом
особенно важно, что родители больного ребенка должны сделать
комплекс лечебных решений именно в то время, когда их способ4
ность принимать решения серьезно нарушена. Например, ряд
принимаемых решений делается в отношении восстановительно4
реконструктивных операций с целью улучшения боди4имиджа
больного, согласия на экспериментальные виды лечения на фоне
прогрессии рака, выбора медицинского учреждения, оказываю4
щего онкологическую помощь, выборе места для паллиативной
терапии и т.д. В системе оказания онкологической помощи за ру4
бежом социальный работник помогает родителям принимать по4
добные решения, информируя их о праве выбора, устраняя их за4
блуждения и недопонимание, стимулируя оценивать исход своих
действий, идентифицировать и устранять барьеры для принятия
решений, упрощая семейную коммуникацию в интересах ребенка
и способствуя ему и родителям понимать, принимать болезнь и
адаптироваться к результатам сделанного ими выбора. В итоге со4
кращается и преодолевается разрыв между комплексом высоких
лечебно4диагностических технологий и предшествующим жиз4
290
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II