дить универсальные для всех форм бытия закономерности»
(Панов В.И., 2001).
•
для разработки методологии диагностики здоровья челове4
ка, как сложного, многомерного явления, следует привле4
кать системный подход (Судаков К.В., 1993; Дмитрие4
ва Н.В., Глазачев О.С., 2000).
Учитывая литературные данные и собственный опыт иссле4
дований в этой области, мы предлагаем трактовать этот термин
следующим образом:
здоровье
— это базовая способность воспро4
изведения и развития человеческой сущности в условиях меняю4
щегося мира, отражающая биопсихосоциальные закономерности
бытия и проявляющаяся как результат взаимодействия личности
со средой.
Индивидуальное здоровье
характеризует меру выраженно4
сти базовой жизнеспособности у реального индивида.
В рамках такого подхода к здоровью как базовой способности
человека между условными состояниями здоровья и болезни су4
ществует множество связей, и даже неизлечимо больной человек
обладает определенным уровнем здоровья (естественно снижен4
ным). В этом контексте возможен и уместен анализ здоровья уми4
рающего человека. Снижение и ограниченность биологических
ресурсов приводят к тому, что ведущими составляющими «базо4
вой способности к воспроизводству человеческой сущности» ста4
новятся психические и социальные ресурсы человека. Как писал
классик экзистенциальной психологии Виктор Франкл, » смерть,
ограничивая жизнь во времени, не лишает ее смысла, а скорее яв4
ляется тем самым, что ярче проявляет смысл жизни … внутренние
пределы делают жизнь человека более осмысленной, более чело4
веческой» (Frankl, 1979).
Анализируя понятие здоровья как трансляцию и развитие че4
ловеческой сущности, перед исследователем встает вопрос: что со4
ставляет подлинно человеческую сущность? Вопрос этот больше
общемировоззренческий, нежели психологический. Он требует
философского анализа человеческого бытия, который историчес4
ки часто решался в рамках парадигмы о первичности материи или
сознания. В современной философской антропологии человек по4
нимается как синкретическое развивающееся единство, внутрен4
ние противоречия которого являются источником развития и ре4
шаются посредством механизма «снятия биологического социаль4
ным». Этот механизм обеспечивает адекватность природной орга4
низации индивида требованиям социальной системы и, наоборот,
адекватность социальной организации природным основам жиз4
недеятельности человека (Тищенко П.Д., 1987). Таким образом,
воспроизводство человеческой сущности в социальном мире пер4
299
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II