- page 303

психологический опыт, Маслоу А. писал: «Если мы хотим знать,
как быстро может бегать человек, не нужно выводить средние
значения для «представительной выборки» в популяции, лучше
собрать тех, кто завоевал Олимпийские золотые медали и посмо4
треть, как они могут бегать». На наш взгляд, главный недостаток
существующих работ — отнюдь не их противоречивость, а отсут4
ствие глубины дифференциально4психологического анализа ли4
чности и системности в исследованиях психологии онкологичес4
кого больного, т.е. исследование того, как именно такой тип ли4
чности адаптируется к неизлечимой болезни и какие социально4
психологические, психические, соматические факторы на это
влияют. Не случайно, рассматривая вопросы медико4психологи4
ческого обеспечения лечения онкологических больных, Бикти4
миров Т.З. и Модников О.П. подчеркивают, что в настоящее вре4
мя необходим системный подход при изучении больного раком,
предполагающий сопоставление типичных проблем и способов
их разрешения личностью. При этом кризисная природа онколо4
гического заболевания требует психологической оценки единой,
сложной системы, включающей больного, его семью и медперсо4
нал (Биктимиров Т.З., Модников О.П., 1998). Наиболее полно
требования к системному психодиагностческому обследованию
больных с целью определения индивидуальных стратегий адап4
тации к болезни и выбора методов ее коррекции изложены в ра4
боте Николаевой В.В. «Влияние хронической болезни на пси4
хику».
1. Объектом диагностики является не только пациент, но и
вся «социальная ситуация развития», которая сложилась ко
времени исследования, и в которой разворачивается жиз4
недеятельность больного.
2. Диагностика «социальной ситуации развития» предполага4
ет работу психолога не только с самим больным, но и с чле4
нами его семьи, с близкими людьми. Основная направлен4
ность подобной работы: выявление факторов, прогности4
чески благоприятных и неблагоприятных для судьбы само4
го больного и течения его болезни.
3. Особенно важна характеристика психической деятельно4
сти больного, включающая описание структуры выявлен4
ных изменений и анализ сохранных звеньев психической
деятельности и компенсаторных ресурсов.
4. Необходимо выявление и описание спонтанных способов
компенсации дефекта, найденных в ходе адаптации к бо4
лезни, а также типов психологической защиты (Николае4
ва В.В., 1987).
303
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,293,294,295,296,297,298,299,300,301,302 304,305,306,307,308,309,310,311,312,313,...486
Powered by FlippingBook