- page 311

смертны? Мы бы могли спокойно откладывать каждый поступок
на неопределенный срок. Неважно было бы, совершим мы его
сейчас или не совершим; каждое дело может быть с равным успе4
хом сделано и завтра, и послезавтра. Перед лицом же смерти — как
абсолютного и неизбежного конца, ожидающего нас в будущем, и
как предела наших возможностей — мы обязаны максимально ис4
пользовать свое время» (1990).
Формирование именно такого отношения к смерти как к фа4
кту, проясняющему смысл жизни, является центральным момен4
том в развитии индивидуальной модели здоровья в условиях неиз4
лечимой болезни. Основу психокоррекционной работы на сис4
темной уровне модели здоровья могут составлять методы рацио4
нальной психотерапии, логотерапии Франкла В., религиозные си4
стемы воздействия. Например, в христианстве существует разви4
тая этическая концепция, определяющая отношение христианина
к страданиям и смерти: «Болезнь — есть время посещения челове4
ка богом. Господь приносит человеку болезнь телесную как горь4
кое лекарство от недуга душевного» (отец Сергий Филимонов,
1999). Переживая телесные страдания и зная свою обреченность,
человеку дается шанс подготовиться к вечной жизни, замолить
грехи, вырасти в духовном развитии. Смерть — это не конец суще4
ствования, а переход к иной его форме.
Индивидуальные особенности в стратегиях осмысления
смерти как факта жизни фактически не изучены. В современной
гуманистической литературе описаны лишь общие мировоззрен4
ческие подходы к осмыслению вопросов жизни и смерти. Интере4
сен вопрос, что определяет индивидуальный выбор человеком той
или иной системы взглядов, помимо исторических традиций и со4
циальной доступности учения. Влиять на этот выбор могут и осо4
бенности социально4психического склада личности, предпочита4
емые человеком стратегии поведения. Так, известно, что психоло4
гическое воздействие на человека даже разных течений христиан4
ства различно. Православие культивирует отношение человека и
бога как общение всемогущего отца и провинившегося сына
(«Прости, господи, грешен я!» — типичное обращение православ4
ного христианина к богу). Католицизм (протестанство) определя4
ет отношения человека и бога как старшего и младшего (Помоги
мне, господи, и укрепи мои силы!).
Интерсистемный уровень модели здоровья онкологического
больного представлен стратегиями поведения в ситуации неизле4
чимой болезни. Обобщая типичные поведенческие реакции на
смертельное онкологическое заболевание, Элизабет Кюблер4Росс
(Kubler4Ross, 1969) представляет процесс приспособления к мыс4
311
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,301,302,303,304,305,306,307,308,309,310 312,313,314,315,316,317,318,319,320,321,...486
Powered by FlippingBook