- page 216

нем, но в условиях России (есть страны, где сообщение диагноза
взрослому пациенту обязательно) происходит неписанная игра,
где существует табу: пациент не спрашивает — врач не говорит —
все знают. Информированность пациента должна заключаться со4
вершенно в другом. Он должен быть осведомлен о всех положи4
тельных моментах, которые обнаруживает врач в его состоянии и
подробно инструктирован на предмет неприятных, болезненных
или трудоемких процедур, к которым его готовят. Акцент делается
на цель — эти временные затруднения позволят добиться улучше4
ния самочувствия. Сходные с этими задачи решают сеансы обуче4
ния навыкам, как уменьшить болевой синдром, правилам поведе4
ния, диеты, позволяющим снизить тяжесть интоксикации и боли.
Они превносят больному уверенность — что он в состоянии осу4
ществлять контроль над своей болезнью. Понятно, что в каждом
конкретном случае врач должен адаптировать информацию, исхо4
дя из запаса времени, общего состояния и интеллектуального
уровня пациента.
Оценивая активность пациентов в отношении получения
большей информации о природе своего заболевания, различные
авторы приводят подчас несколько противоречивые данные и да4
ют им разные объяснения. Следует придерживаться общего пред4
ставления о том, что активность больных в отношении получения
возможно психотравмирующей, негативной информации натал4
кивается на внутреннее сопротивление, тормозящее соответству4
ющую мотивацию у пациента. Такие сведения — вероятный риск
операции, возможные осложнения и, естественно, прогноз. В
противовес этому, на фоне ограничения круга общения, сужения
интересов, больные могут компенсировать это стремлением уз4
нать абстрактную информацию о болезни, лекарствах, иногда — о
болезнях окружающих. Такое стремление несет в себе определен4
ный позитивный потенциал и в разумных рамках его ограничивать
не следует.
Важным моментом создания оптимальной психотерапевти4
ческой среды является защита больного от возможных психотрав4
мирующих процедур. Вот перечень возможных негативных воз4
действий. которые могут существенно «испортить» многие ма4
ленькие победы, достигнутые в борьбе с психоэмоциональными
нарушениями у онкологических пациентов: несоразмерная забота
со стороны родственников; ограничение привычных информаци4
онных источников (газеты, радио, телевизор); невозможность уе4
диниться; наличие неизвестных механизмов и устройств; недопо4
нимание происходящих процедур и новых ощущений; постоян4
ные новые лица в круге общения; языковой и культурный барье4
216
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,206,207,208,209,210,211,212,213,214,215 217,218,219,220,221,222,223,224,225,226,...486
Powered by FlippingBook