- page 217

ры; резкий контраст между «занятым» энергичным персоналом и
«отдыхающими» больными; приказной тон в работе персонала.
Всех подобных факторов не перечислить, но для их профила4
ктики персонал должен руководствоваться известным пожелани4
ем Sydenham T.: «относись к больному так, как ты хотел бы, чтобы
относились к тебе, когда заболеешь».
Ключевой фигурой, которая обеспечивает гармоничный пси4
хоэмоциональный фон среди больных и в значительной степени
готовит пациента к профессиональной коррекции его психичес4
кого состояния, является медицинская сестра.
Специфика онкологической патологии такова, что именно на
медсестру ложится значительная часть психической нагрузки при
контакте с больным. Проникшись доверием к медсестре, больной
может поведать ей о своих страхах, сомнениях, проблемах. Обста4
новка таких рассказов располагает для того, чтобы лучше узнать
пациента, выяснить мучающие его психические, а иногда и скры4
ваемые на врачебном обходе соматические страдания. Такие зна4
ния помогают в диагностике и динамическом наблюдении за
больным, способствуют формированию у него положительного
настроя к медицинскому персоналу и проводимому лечению.
Медсестра должна помочь больному в выражении его ощущений;
помочь в этом могут умело и тактично заданные вопросы, продол4
жение незаконченных фраз, а в нужное время — перевод беседы в
иное русло. Повторные беседы с такой медсестрой могут снять
часть неприятных ощущений и даже нормализовать психоэмоцио4
нальный статус пациента, если у него не было слишком тяжелых
расстройств. В этом смысле разделение обязанностей медсестер
внутри бригад с частой сменой контактов «пациент — медицин4
ская сестра» не способствует поддержанию описанных отноше4
ний.
Предпочтительнее выглядит современная система, где сест4
ринские функции тесно привязаны к конкретным больным. Здесь
медсестра сопровождает пациента от процедуры к процедуре, пра4
ктически сопереживая его болезнь. Такая медсестра в состоянии
оказать серьезную помощь врачу при анализе хода заболевания,
акцентировать его внимание на произошедших переменах в его
общем состоянии, поведении и психике. В качестве примера при4
водим обязанности медсестры при работе с больными далеко за4
шедшими формами рака легкого в одном из госпиталей США.
Она:
решает проблемы депрессии (помогает понять причины
госпитализации, поощряет словесное выражение чувств и
переживаний, объясняет все предписанные диагностичес4
217
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,207,208,209,210,211,212,213,214,215,216 218,219,220,221,222,223,224,225,226,227,...486
Powered by FlippingBook