которых направлений отметим создание творческих произведе4
ний, творческое общение с природой, творческое постижение
произведений литературы, искусства, науки, коллекционирова4
ние, творческое ведение дневников и записных книжек, перепис4
ка с врачом, творческие путешествия, поиск одухотворенности в
повседневном. В качестве обязательного условия реализации по4
добного направления автор считает совершенно необходимым со4
здание доверительной атмосферы, которая может быть достигнута
только при соблюдении условий, которые были рассмотрены в на4
чале II части данной лекции.
Библиотерапия как компонент психотерапевтического воз4
действия в России до настоящего времени глубокого теоретичес4
кого осмысления не получила, а рекомендации известных зарубе4
жных источников (Berry F.M., Campbell R.) нельзя напрямую пе4
реносить на российский контингент больных вследствие разимых
несоответствий культурного пласта, нравственных установок и
уровня социального обеспечения больных и их семей. Как доста4
точно принимаемое, имеется положение, что положительный эф4
фект на психоэмоциональное состояние больных оказывают кни4
ги, содержащие элементы анализа позитивного поведения людей в
сложных жизненных ситуациях (сопереживание), а также книги,
непосредственно проясняющие состояние больного, его психики,
поведения (познание). Абсолютно необходимым для библиотера4
пии является учет интеллекта и образования больного. Как прави4
ло, ориентировка на определенный круг чтения легко достижима
даже при краткосрочном эпизоде контакта с пациентом, а закреп4
ляется при последующих беседах с ним.
Религиозные представления больных, по общему наблюде4
нию, обостряются при любых тяжелых хронических заболеваниях.
По современным представлениям, медицинский персонал ни в
коей мере не должен препятствовать стремлению больного к ду4
ховной гармонии через веру. Все мировые религии очень гуманно
относятся к больному человеку, и через общение с представителем
веры он может также сгладить те изменения психики, которые
принесла ему болезнь. Те противоречия между религиозными ус4
тановками (голод, изнуряющие молитвы и др.), которые, по мне4
нию персонала, могут ухудшить состояние больного, необходимо
корректировать очень осторожно, лучше параллельно побеседо4
вать и со служителем культа. Атмосфера запрета может только вы4
звать негативизм пациента к лечению вообще.
Группы взаимоподдержки и взаимопомощи составляют лица,
которые способны по4настоящему разделить беды и переживания
пациентов. Наиболее действенную часть их, привносящую в груп4
219
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II