кие процедуры, получает всю доступную информацию о
болезни у врача и обсуждает ее с пациентом);
•
обеспечивает болеутоление (оценивает боль у пациента,
уровень аналгезии, объясняет смену анальгетиков, меха4
низмы действия применяемых средств и их побочные явле4
ния);
•
контролирует навыки ухода (обучает способам откашлива4
ния, глубокого дыхания, диете, правилам туалета, проверке
показателей вдоха и выдоха и др.);
•
участвует в планировании выписки (связывается со спе4
циализированными службами и родственниками, прово4
дит беседы с больным о предполагаемой выписке).
Как видно из приведенного списка, психотерапевтическая
нагрузка ложится на медсестру на всех этапах лечения и включает
в себя контакт с родственниками пациента.
В целом, медицинская сестра активно участвует в коррекции
психической патопластики, если она хорошо знает и эмоциональ4
но адекватно воспринимает все проблемы, с которыми сталкива4
ются пациенты, учитывает в работе любую мелочь, помогает боль4
ному осознать новые реалии жизни и активно бороться с болез4
нью. Лучшие ориентиры для этого при контакте с пациентом —
остановиться, понять, всегда выслушать.
Дополнительные мероприятия по психотерапевтическому
воздействию у пациентов с далеко зашедшими формами онколо4
гической патологии также выполняются преимущественно основ4
ным медицинским персоналом, прошедшим различные кратко4
срочные курсы специальной подготовки. К их числу относятся
элементы трудотерапии и активации творческого самовыражения,
повышение духовного и культурного уровня (включая библиоте4
рапию и религиозные отправления), участие в различных группах
самоподдержки, как состоящих только из больных, так и смешан4
ных с участием родственников и близких друзей.
По современным представлениям, не столько трудотерапия
(как чистое отвлечение от реалий в состоянии больного), сколько
активный творческий труд, побуждающий к самовыражению, рас4
крытию внутренних духовных сил больного, является максималь4
но действенным компонентом в данном направлении. Ситуация в
онкологической патологии тем более должна быть направлена на
творческий компонент деятельности на реализацию замысла, на
путь к успеху — ведь конечный результат нередко весьма ограни4
чен общим состоянием больного. Подробные рекомендации к ис4
пользованию данного метода раскрыты в монографии и соответст4
вующих учебных пособиях М.Е. Бурно (1988, 1998). В качестве не4
218
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II