- page 280

280
Паллиативная медицинская помощь в онкологии
1. Постановка целей
. Пациент определяет, какие навы­
ки поведения он хотел бы приобрести в результате работы.
Для больных на поздних стадиях развития заболевания, это
может быть, например, обучение навыкам переключения
на какие-то интересующие их и доставляющие удоволь­
ствие занятия.
2. Измерение и оценка проблем
. Задача больного—научить­
ся на занятиях анализировать, что предшествует проблемному
поведению, как и когда оно проявляется, каковы будут его по­
следствия. Например, он сопоставляет поиск в интернете ин­
формации о болезни и снижение настроения.
3. Психотерапевтические приемы
. В зависимости от
поставленных целей используется ряд методических прие­
мов, таких, например, как ролевые игры, четкое тематиче­
ское построение занятий, трансактный анализ (см. ниже).
4. Репетиция поведения
(основная методика тренинга).
Она представляет собой ролевое проигрывание сложных
ситуаций, которые в свое время создавали или могут создать
в будущем определенные трудности для пациента. Слушая
смоделированные уверенные ответы и испытывая их влия­
ние, участники группы косвенно обучаются этому умению.
В некоторых группах применяются аудио- и видеозаписи
образцов уверенного поведения. Другим компонентом ре­
петиции поведения является
подкрепление
. Чаще всего это
поощрение за любое улучшение, а не только за завершение
сложного эпизода, демонстрирующего уверенность в себе.
5. Домашняя работа
. Этот способ, поощряющий пе­
ренос поведенческих изменений во внешний мир, служит
«экологической проверкой» приобретенных навыков.
Еще одной целью поведенческой психотерапии в он­
кологической клинике является купирование условно-реф­
лекторных тошноты и рвоты (УТР). УТР возникают в тех
случаях, когда что-то в окружающей обстановке напомина­
ет пациенту об уже перенесенных осложнениях (комната,
1...,270,271,272,273,274,275,276,277,278,279 281,282,283,284,285,286,287,288,289,290,...352
Powered by FlippingBook