280
Паллиативная медицинская помощь в онкологии
1. Постановка целей
. Пациент определяет, какие навы
ки поведения он хотел бы приобрести в результате работы.
Для больных на поздних стадиях развития заболевания, это
может быть, например, обучение навыкам переключения
на какие-то интересующие их и доставляющие удоволь
ствие занятия.
2. Измерение и оценка проблем
. Задача больного—научить
ся на занятиях анализировать, что предшествует проблемному
поведению, как и когда оно проявляется, каковы будут его по
следствия. Например, он сопоставляет поиск в интернете ин
формации о болезни и снижение настроения.
3. Психотерапевтические приемы
. В зависимости от
поставленных целей используется ряд методических прие
мов, таких, например, как ролевые игры, четкое тематиче
ское построение занятий, трансактный анализ (см. ниже).
4. Репетиция поведения
(основная методика тренинга).
Она представляет собой ролевое проигрывание сложных
ситуаций, которые в свое время создавали или могут создать
в будущем определенные трудности для пациента. Слушая
смоделированные уверенные ответы и испытывая их влия
ние, участники группы косвенно обучаются этому умению.
В некоторых группах применяются аудио- и видеозаписи
образцов уверенного поведения. Другим компонентом ре
петиции поведения является
подкрепление
. Чаще всего это
поощрение за любое улучшение, а не только за завершение
сложного эпизода, демонстрирующего уверенность в себе.
5. Домашняя работа
. Этот способ, поощряющий пе
ренос поведенческих изменений во внешний мир, служит
«экологической проверкой» приобретенных навыков.
Еще одной целью поведенческой психотерапии в он
кологической клинике является купирование условно-реф
лекторных тошноты и рвоты (УТР). УТР возникают в тех
случаях, когда что-то в окружающей обстановке напомина
ет пациенту об уже перенесенных осложнениях (комната,