- page 30

№ 2. 2013 г.
Журнал «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
30
тельной и ангиопротекторной терапии. При невоз-
можности или неэффективности остановки кровоте-
чения следует производить лапаротомию с гастро–
или дуоденотомией и прошиванием кровоточащего
сосуда в язве, а при перфорации острой язвы – ее
ушивание, поскольку язвы у обожженных являются
острыми и не приводят к развитию язвенной болез-
ни, а гиперхлоргидрия носит временный стимулиро-
ванный характер и по окончании ост­рого периода
ожоговой болезни желудочная секреция переходит в
исходное со­стояние. Необходимо отметить, что
эндоскопическая остановка кровотечения в настоя-
щее время заняла ведущее место при оказании помо-
щи и другим категориям больных с гастродуоденаль-
ным кровотечением.
Правовой статус врача в свете нового
Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»
Харисов И.Ф., Афанасьева З.А.
ЗАО «Аудиторско-Консалтинговая Компания Аудэкс», г. Казань
ГОУ ДПО Казанская государственная медицинская академия
Росздрава Казани
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный
закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охра-
ны здоровья граждан в Российской Федерации»
(далее – Закон №323). Новый Закон №323, как и дей-
ствующие
ранее
«Основы
законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан»
(утвержденные Верховным Советом Российской
Федерации 22.07.1993 №5487-1), направлен в первую
очередь на конкретизацию конституционных прав
граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
При этом правовой статус врача ограничивается
перечислением прав и обязанностей медицинских и
фармацевтических работников в статьях 72 и 73
Закона №323. Среди прав, перечисленных в ч. 1 ст.
72 Закона №323, следует обратить особое внимание
на страхование риска своей профессиональной
ответственности. Однако если для медицинских и
фармацевтических работников страхование профес-
сиональной ответственности является правом, то для
медицинских организаций это обязанность. Так,
согласно п. 10 ч. 1 ст. 79 Закона №323, медицинская
организация обязана осуществлять страхование на
случай причинения вреда жизни и (или) здоровью
пациента при оказании медицинской помощи в
соответствии с федеральным законом.
По существу, речь идет о введении новой разно-
видности страхования гражданской ответственности,
а именно о страховании профессиональной ответс-
твенности, которая может возникнуть в результате
ошибок, допущенных в профессиональной деятель-
ности врача.
Из буквального толкования п. 10 ч. 1 ст. 79 Закона
№323 следует, что будет принят специальный закон,
который подробно урегулирует вопросы страхования
профессиональной ответственности медицинских
работников.
Представляется, что кроме прав и обязанностей
медицинских и фармацевтических работников, целе-
сообразно закрепить правовые и социальные гаран-
тии профессиональной независимости врачей.
К гарантиям профессиональной независимости вра-
чей целесообразно отнести следующие положения.
Во-первых, целесообразно запретить средствам мас-
совой информации оценивать качество медицинской
помощи до вынесения соответствующего заключе-
ния экспертами.
Во-вторых, закрепить положение о том, что врач
не может быть привлечен к ответственности, если его
ошибочные действия вызваны несовершенством
науки, конкретными особенностями самого больно-
го, другими факторами, не зависящими от врача.
В-третьих, положение о том, что жизнь и здоровье
врача подлежат обязательному государственному
страхованию за счет средств федерального бюджета.
В-четвертых, профессиональная независимость
врачей должна обеспечиваться созданием необходи-
мых организационно-технических и информацион-
ных условий для деятельности врачей, материаль-
ным и социальным обеспечением в соответствии с их
статусом.
В-пятых, необходимо закрепить право врачей на
дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.
метров или в виде отдельной комнаты, приобретае-
мыми за счет средств федерального бюджета.
Кроме отсутствия в Законе №323 правовых гаран-
тий профессиональной независимости врачей, в нем
также не раскрыт механизм разрешения споров
между пациентами и врачами. Но при этом одним из
достоинств нового Закона №323 является установле-
ние на уровне федерального закона нормативного
определения экспертизы качества медицинской
помощи. Так, согласно ч. 1 ст. 64 Закона №323, экс-
пертиза качества медицинской помощи проводится в
целях выявления нарушений при оказании медицин-
ской помощи, в том числе оценки своевременности
ее оказания, правильности выбора методов профи-
лактики, диагностики, лечения и реабилитации, сте-
пени достижения запланированного результата.
При этом ч. 2 ст. 64 вступает в силу с 1 января 2015
года. Таким образом, критерии оценки качества
медицинской помощи, которые должны формиро-
ваться по группам заболеваний или состояний на
основе соответствующих порядков оказания меди-
цинской помощи и стандартов медицинской помо-
щи, будут утверждены уполномоченным федераль-
ным органом исполнительной власти позднее.
Одним из недостатков нового Закона является
следующее. Ни Закон №323, ни Федеральный закон
РФ от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном меди-
цинском страховании в Российской Федерации» не
1...,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,...48
Powered by FlippingBook