№ 2. 2013 г.
Журнал «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
24
населения самостоятельно платить за эту помощь
(55% населения проживает на ежемесячные дохо-
ды менее 15 тыс. руб.).
Однако для достижения целей по увеличению
ожидаемой продолжительности жизни населения
с 70
7
до 73 лет и снижения ОКС до 11,0, которые
поставлены в «Концепции долгосрочного соци-
ально-экономического развития на период до
2020 г.», потребуются гораздо более интенсивное
развитие системы здравоохранения и более сущес-
твенное увеличение ее финансирования.
Чтобырешить этизадачиивызовы,Председатель
Правительства РФ В.В. Путин правильно предло-
жил в своих программных выступлениях следую-
щие приоритетные направления: повышение кон-
курентоспособности заработной платы медицин-
ских работников; повышение квалификации
медицинских работников путем развития системы
непрерывного медицинского образования, акцент
на развитии первичного звена здравоохранения,
увеличение объемов бесплатного лекарственного
обеспечения населения, формирование здорового
образа жизни у граждан РФ.
С учетом вышеизложенного можно сформули-
ровать ключевые задачи для системы здравоохра-
нения РФ, на решение которых должны пойти
дополнительные средства здравоохранения:
1) Увеличить в 1,5 раза тарифы на программу
государственных гарантий бесплатной медицинс-
кой помощи, соответственно, минимум в 1,5 раза
увеличится оплата труда медицинских работников
и будет возможно исполнять современные стан-
дарты медицинской помощи. Увеличение оплаты
труда медицинских работников должно сопро-
вождаться выравниванием ее по основным квали-
фикационным категориям и привязкой к качеству
и результатам труда.
2) Увеличить в 3 раза бесплатное лекарственное
обеспечение населения в амбулаторных условиях,
в том числе путем развития обязательного лекарс-
твенного страхования населения.
3) Повысить квалификацию медицинских
работников.
4) Увеличить в 2 раза объем высокотехнологич-
ной медицинской помощи для уже действующих
лечебных учреждений.
5) Поддержать материально-техническую базу
здравоохранения и информатизацию.
6) Развивать школьную (на 20 млрд руб.) и про-
изводственную медицину.
При этом необходимо обеспечить строжайший
контроль за эффективностью расходования этих
средств.
Первоочередные меры: разделение министер-
ства здравоохранения и социального развития,
создание команды высокоэффективных управ-
ленцев. Эта команда в трехмесячный срок должна
написать детальную программу здравоохранения
до 2015 г. по улучшению здоровья населения и
приступить к совершенствованию законодатель-
ной и нормативной базы.
Оценка риска здоровью как инновационный
подход обеспечения безопасности пищевых
продуктов
Федоренко Е.В.1, Коломиец Н.Д.2
1 Государственное учреждение «Республиканский научно-
практический центр гигиены», г. Минск, Республика Беларусь
2 Государственное учреждение образования «Белорусская
медицинская академия последипломного образования»
В условиях глобализации торговли продоволь-
ствием обеспечение безопасности пищевых про-
дуктов является важным направлением деятель-
ности органов, уполномоченных в области сани-
тарно-эпидемиологического благополучия насе-
ления. При этом важным является вопрос призна-
ния гигиенических нормативов безопасности,
применяемых в различных регионах. Согласно
подходам, используемым в рамках Соглашения по
применению санитарных и фитосанитарных мер
Всемирной торговой организации, требования
безопасности должны быть обоснованы с исполь-
зованием методологии оценки рисков, разрабо-
танной соответствующими международными
организациями.
Согласно
рекомендациям,
разработанным
Всемирной организацией здравоохранения и
Комиссией Кодекс Алиментариус, оценка риска
нацелена на выявление или прогноз вероятности
неблагоприятного для здоровья воздействия чуже-
родных химических веществ, микроорганизмов и их
токсинов, загрязняющих пищевые продукты.
Оценка риска представляет собой структуриро-
ванный процесс, включающий идентификацию
опасности, характеристику опасности, оценку экс-
позиции и характеристику риска.
Под опасностью понимают биологический, хими-
ческий или физический фактор в пищевой продук-
ции, или условия, при которых возможно создание
угрозы жизни и (или) здоровью населения.
При идентификации опасности проводят оценку
возможного наличия биологических, химических
или физических факторов, способных вызвать нега-
тивные эффекты в состоянии здоровья, в конкрет-
ных видах пищевых продуктах или их группах. В рам-
ках проведения данного этапа оценки риска опреде-
ляется перечень приоритетных опасностей различ-
ной природы, характерных для конкретного продук-
та (группы продуктов), на основании научной лите-
ратуры, экспертной оценки, утвержденных нормати-
вов, результатов мониторинга, данных производ-
ственного контроля.
7
Показатель за 2011 г. предварительный.