- page 24

4. 2015 г.
Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
24
рамках сестринского процесса на фоне нарастаю-
щего недовольства и неудовлетворенности эффек-
тивностью выполняемой работы. Медицинские
сестры не готовы к проведению активных преобра-
зований в сестринской практике. Профес­
сиональная «ригидность», профессиональное само-
сознание и низкая профессиональная активность
среднего медицинского персонала не способствуют
переходу от традиционной модели сестринской
практики к современной модели ее организации –
сестринскому процессу.
В 2011 году впервые в России было законодатель-
но закреплено новое направление здравоохранения и
социальной помощи населению – паллиативная
помощь. Несмотря на то, что вся медицина в основе
своей является паллиативной, обозначить это
направление стало необходимым. Сегодня в нашей
стране, как и во всем мире, существует значительная
группа населения, нуждающаяся в паллиативной
помощи.
Паллиативная помощь – активная всеобъемлю-
щая медико-социальная помощь больным с диагно-
зом неизлечимого прогрессирующего заболевания,
когда исчерпаны все возможности специально-
го / радикального лечения и очевиден неблагоприят-
ный прогноз в отношении жизни. Основной целью
такой помощи является улучшение качества жизни
больного и членов его семьи, что достигается благо-
даря активному выявлению, тщательной оценке и
симптоматической терапии боли и других проявле-
ний болезни, а также оказанию психологической,
социальной и духовной поддержки как самому паци-
енту, так и его близким.
Исторически так сложилось, что в России доми-
нирует курабельная модель медицинской помощи,
когда умирание и смерть больного рассматриваются
как неудача или признание несостоятельности лечеб-
но-диагностического процесса. Врачи и медицин-
ские сестры, работающие в тех отделениях, где высо-
ка смертность, подвергаются воздействию значи-
тельного психологического стресса. В первую оче-
редь это относится к сотрудникам хосписов и отделе-
ний паллиативной помощи, онкологических отделе-
ний и реанимационных бригад. В медицинском
институте будущих медсестер и врачей не готовят к
тому, что надлежит делать в тех случаях, «когда ниче-
го уже сделать нельзя», когда и современнейшие
медицинские технологии, и фармакологическая
помощь равно утрачивают свое значение перед
лицом уже неотвратимой смерти.
Ощущение собственной беспомощности в подоб-
ных ситуациях приводит к усилению дискомфорта,
врач переживает свою несостоятельность, недоста-
точность профессиональной компетентности,
испытывает сильное чувство вины. Таким образом,
на средний медицинский персонал ложится еще
больший груз – именно медсестры постоянно нахо-
дятся рядом с пациентами и вынуждены выполнять
не только прямые медицинские обязанности, но и
обязанности врача, психотерапевта, заменять род-
ственников у постели умирающего в последний час.
Работа с пациентами как вариант коммуникативной
деятельности связана с опасностью профессиональ-
ной психологической деформации, которая у мед-
сестер определяется, в частности, обладанием труд-
но-контролируемой и трудно ограничиваемой вла-
стью над людьми (больными) и наличием стрессо-
вой ситуации, связанной с реальной угрозой жизни
человека, вызванной болезнью, и способствует
формированию синдрома эмоционального выгора-
ния. На фоне воздействия этих факторов у медсе-
стер также наблюдаются возникновение «чувства
собственности» и гиперопеки по отношению к
пациентам, несоблюдение организационных требо-
ваний, нарушение дистанции между собой и паци-
ентами, ятрогенные воздействия, вытеснение субъ-
ективно тягостных переживаний. Если медсестра
выполняет свои обязанности автоматически, огра-
ничиваясь выдачей лекарств, проведением инъек-
ций, измерением температуры и т.п., то при всей
важности и необходимости данных манипуляций
доминирует технический подход к работе в ущерб
контакту с пациентом и благоприятному личност-
ному воздействию. Служебная этика также предпо-
лагает сохранение медицинской тайны, проявление
уважения к пациенту, корректность, отсутствие
фамильярности.
Как показано в ряде систематических обзоров и
прикладных работ, эмоциональное выгорание у сту-
дентов медицинских вузов встречается даже несколь-
ко чаще, чем среди студентов других специально-
стей, и в разных странах достигает 34-43%. Причем
выявляются индивидуальные комплексы симптомов
синдрома эмоционального выгорания уже среди сту-
дентов младших курсов. В России эти исследования
только начинаются, но из работ последних лет можно
отметить статьи [2; 5; 6]. Среди факторов, провоци-
рующих развитие синдрома эмоционального выгора-
ния у студентов-медиков, выделяют как средовые
(условия обучения, учебная нагрузка, стрессоры),
так и личностные (высокий уровень тревожности,
нейротизма и др.). При этом сообщается, что стрес-
совые жизненные ситуации, связанные с обучением
на младших курсах, иногда становятся пусковыми
для формирования эмоционального выгорания и
депрессии уже в зрелом возрасте, у состоявшихся
медиков.
Необходимость в психотерапевтической помощи
и в специальной профессиональной подготовке для
медицинских работников, которые сознательно
выбирают подобный вид медицинской деятельности
как паллиативная помощь, не вызывает сомнений.
Представляется, что подобная подготовка могла бы
включать несколько обязательных элементов: теоре-
1...,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23 25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,...56
Powered by FlippingBook