Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
№
4. 2015 г.
23
Авагимян А.А.
– ассистент кафедры управления сестрин-
ской деятельностью и социальной работы Первого
МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва
Эффективная профессиональная деятельность меди-
цинских сестер является значимым ресурсом, влия-
ющим на результативность современного россий-
ского здравоохранения. В то же время сегодняшняя
ситуация является противоречивой, и численность
медицинских сестер в медицине в последние годы
сокращается. Падение престижа профессии меди-
цинской сестры, место в профессиональной иерар-
хии, доминирующий стереотип о ней как профессии
«помогающей», делает ее малопривлекательной для
молодежи. Актуальность решения данной проблемы
обусловлена тем, что отмечается массовый уход из
профессии, отсутствует приток молодых специали-
стов, от 40-80 % выпускников средних медицинских
образовательных учреждений по стране не приступа-
ют к работе по полученной профессии [3].
В работе Е.Г. Бастарковой обоснован интегратив-
ный показатель этапов профессионального станов-
ления медицинской сестры – психологическая
готовность к профессиональной деятельности, и
определены условия формирования психологиче-
ской готовности к деятельности медицинской
сестры: формирование мотивации профессиональ-
ного самосовершенствования, ценностного отноше-
ния к медицинской деятельности; формирование
коммуникативной компетентности и адекватной
самооценки профессиональных возможностей и
перспектив развития; развитие специальных способ-
ностей, профессионального самопознания; «психо-
логизация» профессиональной подготовки; обеспе-
чение психологического сопровождения образова-
ния и процесса адаптации молодых специалистов к
условиям практической деятельности; применение
активных методов развития профессионально, важ-
ных качеств в процессе психологического сопрово-
ждения; учёт современных требований к личности
медицинской сестры как исполнителя, педагога,
организатора и др.
Создание перечисленных условий в процессе
получения профессионального образования и прак-
тической деятельности даст возможность развивать
психологическую готовность к профессиональной
деятельности до высокого уровня [1].
Проблема активизации профессионального
потенциала среднего медицинского персонала, вне-
дрения современных сестринских технологий, новых
траекторий профессиональной деятельности пред-
ставляется важным не только для настоящего состо-
яния отечественного здравоохранения, но и будуще-
го изменения качества сестринского ухода как ком-
понента медико-социальной помощи. Известный
хирург Н.Н.Петров утверждал, что «старшая опера-
ционная сестра накладывает отпечаток своей лично-
сти на работу своего учреждения и вместе с ведущим
хирургом отражает в своей работе деонтологическую
душу этого учреждения». Можно сказать, что про-
фессиональная подготовленность медицинских
сестер отражает ситуацию с профессиональной под-
готовкой медиков в целом.
В работе Е.В. Засыпкиной определены барьеры,
препятствующие оптимизации сестринской прак-
тики. Субъективные факторы во многом определя-
ют ситуацию «торможения» внедрения сестринско-
го процесса в практику [4]. Сегодня средний меди-
цинский персонал не мотивирован для работы в
© А.А. АВАГИМЯН, 2015
УДК 614.253.52
А.А. Авагимян
ВОЗМОЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
К РАБОТЕ С ПАЛЛИАТИВНЫМИ ПАЦИЕНТАМИ
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Москва
Ключевая роль в паллиативной помощи принадлежит специалистам
сестринского дела. Качество жизни пациента и членов его семьи напря-
мую зависит от качества ухода. При работе со сложными пациентами
у медицинских сестер формируется синдром профессионального выгора-
ния. Профилактику негативных явлений необходимо начинать с момен-
та обучения будущих медсестер в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: паллиативная помощь, специалист сестринского
дела, синдром профессионального выгорания, Балинтовские группы.
Key role in palliative care nursing professionals belongs. The quality
of life of the patient and his family depends on the quality of care. When
working with palliative patients nurses formed the professional burnout
syndrome. Prevention of negative phenomena should begin from the
moment the training of future medseter in higher education.
Keywords: palliative care, inсurabe patient, nursing, burnout
syndrome, Balint groups.
Обмен опытом