- page 19

Журнал «Паллиативная медицина и реабилитация»
4. 2015 г.
19
психологическую готовность к профессиональной
деятельности до высокого уровня [1].
Проблема активизации профессионального потен-
циала среднего медицинского персонала, внедрения
современных сестринских технологий, новых траек-
торий профессиональной деятельности представля-
ется важным не только для настоящего состояния
отечественного здравоохранения, но и будущего
изменения качества сестринского ухода как компо-
нента медико-социальной помощи. Известный
хирург Н.Н. Петров утверждал, что «старшая опера-
ционная сестра накладывает отпечаток своей лично-
сти на работу своего учреждения и вместе с ведущим
хирургом отражает в своей работе деонтологическую
душу этого учреждения». Можно сказать, что про-
фессиональная подготовленность медицинских
сестер отражает ситуацию с профессиональной под-
готовкой медиков в целом.
В работе Е.В. Засыпкиной определены барьеры,
препятствующие оптимизации сестринской практи-
ки. Субъективные факторы во многом определяют
ситуацию «торможения» внедрения сестринского
процесса в практику [4]. Сегодня средний медицин-
ский персонал не мотивирован для работы в рамках
сестринского процесса на фоне нарастающего недо-
вольства и неудовлетворенности эффективностью
выполняемой работы. Медицинские сестры не гото-
выкпроведениюактивных преобразований в сестрин-
ской практике. Профессиональная «ригидность»,
профессиональное самосознание и низкая професси-
ональная активность среднего медицинского персо-
нала не способствуют переходу от традиционной
модели сестринской практики к современной модели
ее организации – сестринскому процессу.
В 2011 году впервые в России было законодательно
закреплено новое направление здравоохранения и
социальной помощи населению – паллиативная
помощь. Несмотря на то, что вся медицина в основе
своей является паллиативной, обозначить это направ-
ление стало необходимым. Сегодня в нашей стране,
как и во всем мире, существует значительная группа
населения, нуждающаяся в паллиативной помощи.
Паллиативная помощь – активная всеобъемлю-
щая медико-социальная помощь больным с диагно-
зом неизлечимого прогрессирующего заболевания,
когда исчерпаны все возможности специально-
го / радикального лечения и очевиден неблагоприят-
ный прогноз в отношении жизни. Основной целью
такой помощи является улучшение качества жизни
больного и членов его семьи, что достигается благо-
даря активному выявлению, тщательной оценке и
симптоматической терапии боли и других проявле-
ний болезни, а также оказанию психологической,
социальной и духовной поддержки как самому паци-
енту, так и его близким.
Исторически так сложилось, что в России домини-
рует курабельная модель медицинской помощи,
когда умирание и смерть больного рассматриваются
как неудача или признание несостоятельности лечеб-
но-диагностического процесса. Врачи и медицин-
ские сестры, работающие в тех отделениях, где высо-
ка смертность, подвергаются воздействию значи-
тельного психологического стресса. В первую оче-
редь это относится к сотрудникам хосписов и отделе-
ний паллиативной помощи, онкологических отделе-
ний и реанимационных бригад. В медицинском
институте будущих медсестер и врачей не готовят к
тому, что надлежит делать в тех случаях, «когда ниче-
го уже сделать нельзя», когда и современнейшие
медицинские технологии, и фармакологическая
помощь равно утрачивают свое значение перед лицом
уже неотвратимой смерти.
Ощущение собственной беспомощности в подоб-
ных ситуациях приводит к усилению дискомфорта,
врач переживает свою несостоятельность, недоста-
точность профессиональной компетентности, испы-
тывает сильное чувство вины. Таким образом, на
средний медицинский персонал ложится еще боль-
ший груз – именно медсестры постоянно находятся
рядом с пациентами и вынуждены выполнять не
только прямые медицинские обязанности, но и обя-
занности врача, психотерапевта, заменять родствен-
ников у постели умирающего в последний час. Работа
с пациентами как вариант коммуникативной дея-
тельности связана с опасностью профессиональной
психологической деформации, которая у медсестер
определяется, в частности обладанием труднокон-
тролируемой и трудноограничиваемой властью над
людьми (больными) и наличием стрессовой ситуа-
ции, связанной с реальной угрозой жизни человека,
вызванной болезнью, и способствует формированию
синдрома эмоционального выгорания. На фоне воз-
действия этих факторов у медсестер также наблюда-
ются возникновение «чувства собственности» и
гипер­опеки по отношению к пациентам, несоблюде-
ние организационных требований, нарушение дис-
танции между собой и пациентами, ятрогенные воз-
действия, вытеснение субъективно тягостных пере-
живаний. Если медсестра выполняет свои обязанно-
сти автоматически, ограничиваясь выдачей лекарств,
проведением инъекций, измерением температуры и
т.п., то при всей важности и необходимости данных
манипуляций доминирует технический подход к
работе в ущерб контакту с пациентом и благоприят-
ному личностному воздействию. Служебная этика
также предполагает сохранение медицинской тайны,
проявление уважения к пациенту, корректность,
отсутствие фамильярности.
Как показано в ряде систематических обзоров и
прикладных работ, эмоциональное выгорание у сту-
дентов медицинских вузов встречается даже несколь-
ко чаще, чем среди студентов других специальностей,
и в разных странах достигает 34-43%. Причем выявля-
ются индивидуальные комплексы симптомов синдро-
1...,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,...56
Powered by FlippingBook