чений, а родным надо научиться помогать так, чтобы боль4
ной не чувствовал постоянно свою беспомощность и зави4
симость от других. Больной должен как можно дольше уча4
ствовать в решении вопросов, касающихся его самого и его
семьи;
б) обеспечить больному максимально возможный физичес4
кий комфорт. Болей быть не должно. Медицинский работ4
ник должен обеспечить чувство безопасности у больного
(«я вас не оставлю, я вам помогу»). Можно применять боле4
утоляющие средства, но не следует давать никаких успо4
коительных (транквилизаторов), голова больного должна
оставаться ясной;
в) проработать с больным его чувства (вину, страх, агрессию и
др.). Важно, чтобы он не боялся говорить о своих чувствах.
Пустые разговоры друзей и посетителей больного только
тяготят. Если удастся нарушить заговор молчания, то ему и
родным станет легче. В сфере эмоций они ищут у других
понимания, сочувствия и любви. Больному трудно рас4
крыться, хотя ему и хочется рассказать о себе. Нередко они
любят вспоминать свои молодые годы. Спросите — как он
спит, видит ли сны, какие. Иногда легче написать, чем раз4
говаривать. Если так, то напишите больному о вашем со4
чувствии. Не всегда нужно что4то говорить, иногда полез4
нее просто послушать, что говорит больной;
г) сохранять у больного надежду на выздоровление. Полезно
рассказывать о случаях излечения тяжелобольных;
д) учитывать стадию принятия больным своего диагноза:
Больной в состоянии — Очень нуждается в помо
шока, узнав о своем
щии сочувствии. В это вре
диагнозе, отказывается
мя говорить о смерти нель
понимать страшную
зя. Лучше согласиться: «Да,
правду;
это на рак не похоже»;
Стадия протеста и гнева — Больной раздражите
лен,требователен, может
стать неприятным. Очень
важно наличие терпения
у окружающих;
Частичное принятие
— Можно и нужно обо
неизбежного
всем говорить открыто,
больной ведь все время ду4
мает о себе и болезни, мно4
415
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II