- page 424

го определяются те ее сферы, которые вызывают у человека дли4
тельную или очень интенсивную эмоциональную напряженность.
Профессиональные трудности медика могут стать отправной
точкой его личностного роста, профессионального самосовер4
шенствования, но могут стать и причиной резкого снижения эф4
фективности его профессиональной деятельности, дисквалифи4
кации, подорвать его здоровье. Одной и той же профессиональной
ситуацией один будет удовлетворен, а другой раздосадован, по4
скольку каждый из них может иметь собственные, отличные от
другого профессиональные ожидания и представления о профес4
сиональном успехе. Восприятие действительности зависит и от со4
стояния психики. Если медик находится в состоянии общего бла4
гополучия, то он проецирует эти же ощущения на окружающий
мир, в том числе на коллег и пациентов. На фоне общей удовле4
творенности своей жизнью отдельные невзгоды будут менее бо4
лезненны.
Имея возможность удовлетворять в процессе трудовой дея4
тельности значимые для себя потребности (физиологические,
психологические и социальные), сотрудник испытывает удовле4
творенность от работы, если нет — чувство подавленности, трево4
ги. Медик испытывает общую удовлетворенность от работы, если
в ней удовлетворяется его потребность в профессиональных дос4
тижениях, карьере, признании, самосовершенствовании, если он
видит результаты своего труда, и прежде всего улучшение (поддер4
жание) состояния здоровья больных людей. Неудовлетворенность
работой, согласно теории двух факторов Герцберга, зависит в ос4
новном от внешних факторов: низкая заработная плата, плохие
условия труда, сложности в отношениях с руководством, коллега4
ми, подчиненными, пациентами. Устранение факторов неудовле4
творенности работой автоматически не приводит к удовлетворен4
ности ею, которая в основном зависит от внутренних факторов
(мотивации, системы ценностей, целей, субъективных представ4
лений об успехе и пр.).
Одним из постоянных стремлений человека является жела4
ние получать справедливую оценку своих действий (теория равен4
ства Стейси Адамса, успешно используемая в теории управления).
Если сотрудник считает, что к нему подходят также как и к другим,
без дискриминации, оценивают его действия с тех же позиций, что
и действия других, то он ощущает справедливость отношения к се4
бе и чувствует себя удовлетворенным. Если медик государственно4
го лечебно4профилактического учреждения считает, что вознагра4
жден недостаточно, у него возникает чувство неудовлетворенно4
сти. Причем люди ориентируются на комплексную оценку возна4
424
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,414,415,416,417,418,419,420,421,422,423 425,426,427,428,429,430,431,432,433,434,...486
Powered by FlippingBook