граждения. Считая несправедливой оценку своего труда, сотруд4
ник теряет мотивацию к активным действиям с точки зрения це4
лей медицинского учреждения. В этом случае у него возможны
следующие реакции:
•
снижение интенсивности и качества труда;
•
попытка увеличить свое вознаграждение (возможны кри4
минальные реакции);
•
переоценка своих возможностей и, как следствие этого, де4
прессия, чувство безисходности, комплекс неполноценно4
сти, и пр.;
•
увеличение социальной активности, которая зачастую в
организации порождает межличностные конфликты;
•
смена для себя объекта сравнения («Другим специалистам
приходится еще труднее»);
•
переход в другие подразделения, организации, отъезд за ру4
беж, смена профессиональной деятельности
Повышению профессиональной мотивации способствует
участие во внутриорганизационной деятельности, в принятии ре4
шений относительно характера совместного труда, право контро4
ля за количеством и качеством труда, ответственность за конеч4
ный результат деятельности.
Чтобы снизить уровень эмоциональной напряженности в
сфере труда медиков из4за возможной их неудовлетворенности
своей работой, полезна организация их обучения коммуникатив4
ным навыкам, умению позитивно мыслить, добиваться значимых
для себя целей. Разрушение старых ценностей и традиций, дис4
кредитация новых и недостаток опыта анализа собственного пси4
хического состояния привели к тому, что каждому медицинскому
сотруднику, работающему с онкологическими больными, прихо4
дится идти к уникальному смыслу профессиональной деятельно4
сти своим неповторимым путем.
Несмотря на то, что все руководства для медицинских работ4
ников переполнены требованиями к их личности, профессио4
нальной деятельности, следует не забывать и об обязанностях об4
щества перед медиками. Лидер менеджмента Дракер П. отмечал,
что насколько бы авторитарной не была организация, она должна
удовлетворять амбиции и потребности своих членов и делать это
по отношению к ним как индивидам.
Используемые в ММА им. И.М. Сеченова программы по пси4
хологии для студентов различных факультетов, аспирантов, слу4
шателей факультета повышения квалификации преподавателей,
семейных врачей, ординаторов факультета управления здравоох4
ранением предполагают занятия, направленные на осознание ме4
425
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II