- page 409

срабатываемостью сотрудников, а при разработке психологичес4
ких программ, нацеленных на семью — с динамикой и структурой
семейной системы, распределением семейных ролей. При реали4
зации программ на общегосударственном уровне мишенью психо4
логических программ с целью поддержания общественного здоро4
вья может стать общественное настроение, обычаи, культурные
стереотипы, межнациональные и классовые конфликты, инфор4
мационные потоки (так отечественными психологами зафиксиро4
вано массированное использование средствами массовой инфор4
мации таких манипулятивных воздействий, как различные виды
суггестии, нейролингвистическое программирование, агрессив4
ное вторжение как тип активного навязыванного воздействия, на4
гнетание социальных страхов и пр.), цветовая и звуковая среда
обитания человека и пр. Поскольку психологические мишени воз4
действия меняются, меняются от проекта к проекту и используе4
мые в них психотехнологии. Разработкой таких психотехнологий
клинические психологи занимаются совместно с социальными,
детскими, педагогическими, медицинскими психологами, спе4
циалистами в области психологии труда, этнопсихологии и др.
(разработка таких технологий входит в содержание их научной и
практической работы).
Обучение часто бывает направлено на модификацию поведе4
ния пациента, поскольку многие болезни цивилизации связывают
с поведением человека. В связи с этим изучается поведение, свя4
занное со здоровьем (ПСЗ), чтобы сделать процесс управляемым.
Выделяют следующие его детерминанты: персональные (когни4
тивные, персональные характеристики, стиль жизни), семейные,
социальные (социальные групповые характеристики и ПСЗ; под4
держка социума, «сети» социальной поддержки и ПСЗ; социаль4
ные роли). Применительно к социальным ролям зарубежными
специалистами разработаны Концепция роли больного, Концеп4
ция легитимизации роли больного, изучается тема «Гендер и
ПСЗ». При ПСЗ человек верит, что он здоров и практикует такое
поведение, которое поддерживает этот его статус. При этом учи4
тываются понимаемые им выгоды от «правильного» поведения,
минус затраты на риск. Понимание угрозы того или иного поведе4
ния и опасности его для здоровья влияет на возможность демонст4
рировать это поведение. На понимание угрозы оказывается давле4
ние со стороны ближайшего окружения. В некоторых случаях для
сохранения здоровья необходимо изменение стереотипов поведе4
ния. Знания, отношения, верования и стереотипы поведения под4
даются количественной оценке комплексом индикаторов
(ЗОВПС), вычисляются количественные показатели здоровья.
409
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II
1...,399,400,401,402,403,404,405,406,407,408 410,411,412,413,414,415,416,417,418,419,...486
Powered by FlippingBook