ратов и процедур. Это повышает вероятность выполнения врачеб4
ных процедур. Пациента надо научить выполнять эти рекоменда4
ции (иначе он может хотеть, но не суметь их реализовать). В пись4
менные руководства для пациентов вносятся планы самоконтро4
ля, которые содержат четкие предписания о том, что и в каких слу4
чаях надо предпринимать. Специальные брошюры с планами са4
моконтроля своего состояния вручают пациентам. Чтобы усилить
эффект устных рекомендаций в настоящее время предлагаются ау4
дио4 и видеозаписи.
Успех обучения зависит от умения сформировать у пациента
мотивацию на учебу, уверенность в своих возможностях, направ4
ленность на восприятие новой информации, от умения вовлечь
больного в тренировку навыков самоконтроля. Для этого исполь4
зуют разнообразные педагогические приемы, направленные на ус4
воение и закрепление знаний и умений.
Обучение должно отвечать запросам каждого обучаемого, со4
ответствовать его потребностям, не противоречить идеалам и цен4
ностям. Значение предоставляемой информации должно осозна4
ваться человеком, органично сочетаться с его индивидуальными це4
лями, в противном случае информация будет сознательно или бес4
сознательно отвергнута. Личное осознание целей, задач и возмож4
ностей их реализации пациентом должно быть постоянным. В кон4
це каждого занятия обучающиеся дают свою оценку тому, что они
делали в течение занятия, насколько это занятие было эффектив4
ным для достижения цели. Процесс обучения должен быть опти4
мальным по времени и по объему информации. Сложность обуче4
ния не должна превышать возможностей обучаемых. Лучше повто4
рить занятие, чем оставить что4то неусвоенным и перейти к следу4
ющему этапу. Необходимо чередовать усвоение теоретического ма4
териала, практическую работу и отдых (перерывы). Обучение долж4
но оставлять чувство непрерывности: занятия дополняются инди4
видуальным выполнением домашних заданий. Каждая новая ин4
формация базируется на уже усвоенных знаниях и умениях, пред4
полагает продолжение обращения к ней на последующих занятиях.
Процесс обучения сочетается с самонаблюдением, самоконт4
ролем, осознанием ответственности за результаты. Чем больше
обучение имеет позитивных последствий для личности, чем боль4
ше оно приносит пользы, удовлетворения, тем оно эффективнее.
Предпочтительной стратегией преподавателя является заострение
внимания на успехах, поощрение инициативы.
В процесс обучения следует включать все репрезентативные
системы человека, использовать яркий иллюстративный матери4
ал, понятные схемы, аудиоматериал.
413
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II