5. Обсуждайте, по инициативе больного то, что его тревожит
в настоящий момент — страх, боль, смерть, чтобы у него не
возникло чувство одиночества.
6. Научитесь просто слушать его, не давая оценки.
7. Важно пережить все трудности вместе.
8. Не бойтесь поделиться своими чувствами.
9. Почаще обнимайте и дотрагивайтесь до родного вам чело4
века.
10.Не пытайтесь влиять на то, что чувствует больной. Какие
бы не были чувства больного и Ваши — это нормально.
11.Просто спроси его : «Могу ли я тебе как4то помочь?».
12.Не пытайтесь отгородить близкого от домашних дел, если
ему это под силу. А если он ослаблен, дайте понять, что
очень нуждаетесь в его помощи.
13.Помолчите вместе.
14.Поощряйте здоровье, а не болезнь: не лишайте больного
возможности заботится о себе, обращайте внимание на
любое улучшение, продолжайте проводить время в беседе
с больным, когда он начнет поправляться.
15.Важно верить, что близкий может поправиться.
16.Поддерживайте, не стараясь «спасти».
17.Честно и открыто обсуждайте вероятность рецидива и
смерти больного.
18.Станьте союзниками в борьбе против болезни.
19.Доверяйте медицинским работникам, оказывающим по4
мощь больному. Попросите объяснить Вам особенности
болезни, научитесь элементарным медицинским навыкам.
20.Консультация психолога поможет создать атмосферу от4
крытости и безопасности, лучше понять друг друга.
21.Соприкасаясь со смертью, Вы обнаружите, что она пере4
стала казаться Вам такой страшной.
Медицинская педагогика
Медицинская педагогика — новая междисциплинарная об4
ласть научного знания и практики, возникшая на основании эм4
пирически подтвержденной эффективности специального обуче4
ния больных злокачественными опухолями (а также, сахарным
диабетом, бронхиальной астмой, сердечно4сосудистыми и други4
ми заболеваниями).
Зарубежный опыт свидетельствует, что пациент должен по4
нимать суть диагноза своего заболевания, цели лечения, представ4
лять его результат, характер и преимущества назначенных препа4
412
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II