Стресс может способствовать объединению семьи или ее раз4
валу. Обычно медики сосредотачивают свое внимание на боль4
ном, близкие же не всегда получают необходимую и им поддерж4
ку, правильного представления о болезни. Много сил семьи требу4
ется на обеспечение ухода в условиях дефицита денег и времени. В
связи с болезнью в семье происходит перераспределение ролей.
Ломается привычный уклад жизни, сдвигается шкала ценностей.
В семье укореняется страх перед будущим, стресс ожидания, боль
при виде страданий близкого человека. В дальнейшем каждая се4
мья по своему адаптируется к болезни одного из своих членов.
Онкологическое заболевание меняет все социальные взаимо4
отношения и весь ход жизни пациента. Наиболее часто встречаю4
щаяся форма взаимоотношений онкологических больных и соци4
ального окружения носит характер игры «хищник4жертва» (тран4
зактный анализ Эрика Берна). Возникающее желание относиться
к онкологическому больному как к маленькому связано со стрем4
лением стать его «спасителем». «Спасая» кого4то, кажется, что ты
помогаешь этому человеку, но на самом деле поощряешь его сла4
бость и бессилие, порождая вынужденную беспомощность. Часто
родственники больного попадают в эту ловушку. Со временем
больной начинает чувствовать к ним злость и обиду за то, что им
манипулируют. Родственники, принеся в жертву свои интересы, в
свою очередь начинают чувствовать враждебность к больному, ко4
торая в свою очередь порождает чувство вины за эту враждебность
к больному человеку. В результате такого взаимодействия не выиг4
рывает никто.
Больной тоже может принять на себя роль спасителя. Чаще
всего это происходит, когда он оберегает окружающих, пряча от
них свои страхи и тревоги. В этот момент он начинает чувствовать
себя особенно одиноким. Их пугает длительный тяжелый период,
который истощает больных и друзей как эмоционально, так и ма4
териально.
Когда больной пытается заговорить о безнадежности своего
положения, он чаще всего слышит: «Не говори так, ты будешь
жить!» Поскольку человек не может обсудить волнующие его воп4
росы даже с близкими людьми, то его невыраженные во вне стра4
хи продолжают копиться и разрастаться. Его родственники также
не приобретают опыта внешнего отреагирования своего страха
смерти, способствуя усилению его власти над собой. В нашем об4
ществе тема смерти все еще остается запретной. Не имея возмож4
ность открыто ее обсуждать и признать факт смерти мы порожда4
ем многочисленные страхи, связанные с ней мифы, оставаясь пси4
хологически неподготовленными к ее приближению.
400
Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Том II