666
Курс лекций по паллиативной медицине
(семейные роли, профессиональные роли, социальные роли и
т.д.)? Почему они так важны для вас?», «Каковы Ваши самые
большие достижения и чем Вы наиболее гордитесь?», «Како-
вы Ваши надежды и мечты, касающиеся близких Вам людей?»,
«Есть ли слова или, возможно, даже инструкции, которые Вы
хотели бы дать Вашей семье, чтобы помочь ей подготовиться к
будущему?»
5. Написание выразительного текста.
Написание выразительного текста как психологческое
воздействие предложено Пеннбейкером в 1994 году . Участ-
никам предлагается написать в течение 15-20 минут (3-5 се-
ансов) об их сильном эмоциональном или травматическом
переживании. Инструкция для участников: «В течение сле-
дующих 4 дней я бы хотел, чтобы Вы написали подробно о
Ваших чувствах и глубоких мыслях, о самом травматического
опыте всей Вашей жизни или чрезвычайно важном эмоцио-
нальном событии, которое затронуло Вас и Вашу жизнь. Вы
могли бы связать свою тему с Вашими отношениями с други-
ми, в том числе с родителями, друзьями или родственниками,
с Вашим прошлым, настоящим или будущим, или с тем, кем
Вы были, кем Вы хотели бы быть или кто вы сейчас. Вы мо-
жете писать на разные темы каждый день. Все ваши письма
будут полностью конфиденциальны. Не беспокойтесь о грам-
матике, орфографии или структуре предложений. Единствен-
ное правило в том, что как только вы начинаете писать, вы
будете продолжать, пока время не закончится». Большинство
пациентов с терминальными болезнями переживают тяжелые
физические и психические страдания и имеют ограниченные
ресурсы для получения психологической и эмоциональной
поддержки. Поэтому приемнаписания выразительного текста
представляется адекватным для оказания паллиативной по-
мощи. Хотя немногочисленные исследования подтверждают
эффективность данного метода, он нуждается в модификации
с учетом специфики паллиативной помощи.