210
Курс лекций по паллиативной медицине
доступа к врачу и даже дешевым лекарствам, другие будут
получать комфортную и дорогостоящую помощь в столич-
ных клиниках и даже за границей – за общественный счет.
Во-вторых, система ОМТ может быть реализована в об-
щественных интересах только независимыми организация-
ми, к которым имеется доверие граждан. В России сегодня не
существует механизмов и опыта создания в государственных
интересах и на государственные средства независимых ор-
ганизаций. Подчинение организации ОМТ Минздраву или
создание ее в рамках подчиненного министерству института
или предприятия приведет к обоснованному недоверию, ибо
в таком случае организация ОМТ будет давать заключения,
соответствующие интересам министерства, или, что еще
хуже, интересам коммерческих структур, которые коррум-
пировали чиновников министерства. Частью этой проблемы
является отсутствие политики контроля над конфликтом ин-
тересов у экспертов и руководителей здравоохранения. Вне-
сенные в закон (323-ФЗ) ограничения на контакты врачей
с индустрией были адресованы лечащим врачам, в то время
как большинство руководителей здравоохранения, академи-
ки, научные работники под эти ограничения не подпадают.
Они, как правило, имеют существенный доход от произво-
дителей и продавцов медицинских продуктов. Соответствен-
но, бoльшая часть предоставляемых здравоохранению услуг
экспертов являются искаженными под влиянием конфликта
интересов. Формулирование открытой и последовательной
политики контроля над конфликтом интересов является са-
мостоятельно важной задачей, однако применительно к соз-
данию организации ОМТ эта задача принципиально важна и
первостепенна.
Технологии ОМТ уже сегодня могут быть использова-
ны в рамках больших медицинских организаций, однако
внутри современной российской организации это может
быть непростой задачей, поскольку потребует принятия ло-