255
Глава 5. Психологические аспекты паллиативной медицинской помощи онкологическим пациентам
ным и возможные психотерапевтические интервенции
на каждом из этапов. Весь процесс в целом был назван ей
«учимся жить с раком».
На стадии шока врачу необходимо (1) дать пациенту
достаточно времени, чтобы привыкнуть к необходимости
различных и порой длительных процедур обследования,
вкратце сообщить о предполагаемом лечении, (2) осторож
но и сбалансированно информировать больного об опас
ностях заболевания и возможных надеждах, что будет кон
трастировать с общепринятым только лишь пессимисти
ческим мнением о прогнозе и создаст атмосферу доверия,
(3) делать упор на то положительное, что было обнаружено
в результате обследования, подчеркивать принципиальную
излечимость рака, (4) вносить структуру в «хаос» этой ста
дии, постоянно останавливаясь на том, что именно было
сделано в каждый конкретный день, (5) организовать сооб
щение информации пациенту разными людьми (например,
врачом и медицинской сестрой), (6) при необходимости по
зволить больному иметь рядом кого-то из близких в процес
се сообщения информации, (7) не спрашивать о чувствах.
Во время прохождения онкобольным стадий гнева и пе
чали адекватными психологическими вмешательствами яв
ляются следующие: (1) регулярные встречи с врачом для об
суждения различных процедур лечения и их эффективности;
поддержка со стороны врача, его заинтересованность и от
крытость являются более приоритетными, чем длительность
встреч, (2) подчеркивание адекватности и «нормальности»
эмоциональных переживаний пациента, какими бы сильны
ми и болезненными они ни были, (3) выяснение, нуждается
ли больной в дополнительной помощи со стороны психоло
га, социального работника, психотерапевта или психиатра,
(4) обсуждение существующих проблем и поощрение паци
ента к предварительной выработке стратегий на будущее, что
будет подчеркивать его собственную силу и возможности.