№ 4. 2012 г.
Журнал «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
38
мулировка недостаточно отражает смысл врачебной
ошибки. Вероятно, разработчики закона ориентиро-
вались на отсутствие в действиях врача вины (умысла
или неосторожности), но применили не совсем кор-
ректное словосочетание «небрежное или халатное
выполнение медицинским работником должностных
обязанностей». На наш взгляд, в перечень прав меди-
цинских работников следует включить право на стра-
хование
профессиональной
ответственности.
Наиболее оптимальным вариантом видится принятие
отдельного закона «О страховании профессиональной
ответственности медицинских работников», в кото-
ром следует определить механизм обязательного стра-
хования профессиональной ответственности за вред,
причиненный здоровью или жизни пациента, а также
установить источники получения финансовых средств
для выплаты страховых взносов. Подобной точки зре-
ния придерживаются и другие ученые.
Регламентация прав и обязанностей медицинских
работников также нашла отражение в Законе
Республики Беларусь «О предупреждении распростра-
нения заболеваний, представляющих опасность для
здоровья населения, вируса иммунодефицита челове-
ка» от 7 января 2012 г. Так, в соответствии со статьей 25
указанного закона медицинские работники при оказа-
нии медицинской помощи пациенту имеют право на:
– обеспечение средствами индивидуальной защи-
ты от инфицирования социально опасными заболе-
ваниями, ВИЧ;
– обеспечение безопасности при применении спе-
циальных мер по оказанию медицинской помощи.
Таким образом, права медицинских работников
закреплены в действующем законодательстве, одна-
ко в ряде случаев не всегда являются специфически-
ми и перекликаются с правами работников, опреде-
ленными Трудовым кодексом Республики Беларусь.
Сегодня имеется объективная потребность в разра-
ботке отдельного закона о правовом статусе меди-
цинского работника, в котором можно будет предус-
мотреть и вопросы страхования профессиональной
ответственности медицинского работника.
Опыт изучения дорожного травматизма
в Республике Татарстан
Красильников В.И., д.м.н.
ГАУЗ Республиканская клиническая больница Минздрава РТ, Казань
Проблема аварийности, связанная с автомобильным
транспортом, в последние десятилетия представляет
серьезную мировую проблему. Дорожно-транспортные
происшествия наносят экономике стран значительный
ущерб, поглощая от 1 до 3% их валового внутреннего
продукта. В целом сохраняется высокий уровень коли-
чества пострадавших. «На дорогах мира каждый год 50
миллионов получают травмы». По оценкам
Минэкономразвития, годовой ущерб от ДТП и их пос-
ледствий составляет не менее 2,5% от ВВП России. В
Республике Татарстан ущерб от ДТП в абсолютном
выражении оценивается в 17–20 миллиардов рублей.
Кроме экономического ущерба, гибель и телесные пов-
реждения приводят к большим эмоциональным страда-
ниям в семьях пострадавших в ДТП. Тенденции в облас-
ти дорожной безопасности таковы, что за последние
30–35 лет уровень смертности на дорогах значительно
снизился, и наибольшего успеха в этом добились страны
Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
В России превышение скорости, выезд на полосу
встречного движения, алкоголь стали причиной
почти 70% дорожно-транспортных происшествий с
пострадавшими. Ежегодный ущерб, по оценкам
минэкономразвития, составляет порядка 2,5% ВВП.
По поручению президента была подготовлена феде-
ральная целевая программа по снижению уровня
аварийности и радикальному сокращению количест-
ва жертв дорожно-транспортных происшествий,
которая утверждена постановлением правительства
российскойфедерации от 20.02.2006 г.№100 «Офеде-
ральной целевой программе «повышение безопас-
ности дорожного движения в 2006–2012 годах».
В 2008 году по Российской Федерации было отме-
чено снижение аварийности, которая к концу 2009
года достигла определенных результатов. Число
погибших сократилось на 24,4%, а раненых на 7,3%.
Общее число ДТП снизилось на 6,6%. В Республике
Татарстан для решения этих задач с 2008 года начала
внедряться система фото- и видеофиксации наруше-
ний правил дорожного движения, которая положи-
тельно влияет на фактор созидательной стабильнос-
ти, повышающий жизненный уровень населения.
В настоящее время в городах и населенных пунк-
тах происходит более 70% всех дорожно-транспорт-
ных происшествий. Темпы увеличения количества
лиц, пострадавших в результате дорожно-транспорт-
ных происшествий в городах, опережают темпы уве-
личения количества дорожно-транспортных проис-
шествий. Изучение особенностей современного
дорожно-транспортного травматизма показывает,
что происходит постепенное увеличение количества
дорожно-транспортных происшествий, в результате
которых пострадавшие получают травмы, характери-
зующиеся значительной степенью тяжести. Многие
страны поставили задачи по снижению смертности и
травматизма и на национальном (общегосударствен-
ном) уровне, а некоторые также задали такие показа-
тели для отдельных регионов внутри страны.
Заданные показатели снижения травматизма дости-
жимы при наличии адекватной политической воли,
организованной работы ведомств и выделения доста-
точных средств. Анализ данных обеспечивает понима-
ние прошлых достижений в области дорожной безо-
пасности, а также позволяет оценить задачи по сниже-
нию травматизма и смертности на основе измеренных
и прогнозируемых тенденций. Качество данных и
эффективность их анализа играют основополагающую