Журнал «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
№ 4. 2012 г.
39
роль в правильном представлении о возможных рис-
ках и об эффективности принимаемых мер и достиже-
ния итоговых результатов (например, числа смертей и
тяжелых травм); экономии социальных издержек.
В настоящее время лишь небольшое число стран
пользуется задачами с эмпирическими показателями,
определенными на основе количественного моделиро-
вания вариантов возможных мер. При таком подходе
задачи, которые ставятся, основываются на эмпири-
ческих данных, относящихся к эффективностивыбран-
ных мер в прошлом, в сочетании с прогнозами об их
эффективности в будущем. Задачи основаны на дости-
жениях, которые можно ожидать при успешном внед-
рениимер.Можно рассчитывать на немедленное повы-
шение уровня безопасности за счет арсенала проверен-
ных мер. В случае ДТП энергия столкновения должна
оставаться ниже порога, за которым вероятна гибель
или тяжелая травма. Поддержка научно-исследова-
тельских разработок за счет передачи знаний. НИР и
передача знаний будут играть основополагающую роль
в разработке и осуществлении мер, направленных на
достижение системного подхода к безопасности и на
получении соответствующих результатов. Страны с
высоким уровнем дохода смогут больше полагаться на
инновации в достижении конечной цели по устране-
нию смертности и тяжелого травматизма на дорогах.
Для мобилизации ресурсов по поддержке услуг, соиз-
меримых с самим масштабом глобальной смертности и
тяжелого травматизма на дорогах, потребуется тесное и
постоянное международное сотрудничество.
В Республике Татарстан в 2010 году было отмечено
снижение случаев раненых легкой степени по срав-
нению с 2006 годом на 13,7%.
В 2010 году также было отмечено снижение случа-
ев раненых средней степени тяжести по сравнению с
2006 годом на 34,1%.
В том же 2010 году случаев раненых тяжелой степе-
ни по сравнению с 2006 годом снизилось на 34,1%.
И, наконец, в 2010 году было отмечено снижение
случаев раненых всех степеней тяжести по сравне-
нию с 2006 годом на 24,6%.
Что говорит об определенной проделанной работе
в современных экономических условиях по органи-
зации медицинской профилактики последствий ДТП
в Республике Татарстан, выраженной снижением
случаев всех степеней раненых (легкой, средней и
тяжелой степени тяжести) при ДТП как в абсолют-
ных числах, так и в относительных показателях.
Летальность при дорожно-транспортных
происшествиях в Республике Татарстан
Красильников В.И., д.м.н.
ГАУЗ Республиканская клиническая больница Минздрава РТ, Казань
Начиная с 2000 года в России устойчиво растут такие
относительные показатели аварийности, как коли-
чество лиц, погибших в результате дорожно-транс-
портных происшествий, на 10 тыс. единиц транспор-
та (транспортный риск) и количество лиц, погибших
в результате дорожно-транспортных происшествий,
на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2004
году они достигали своего максимума (более 10 и
свыше 24 лиц, погибших в результате дорожно-
транспортных происшествий соответственно). В 2004
году произошло свыше 208 тыс. дорожно-транспорт-
ных происшествий, в которых погибло 34,5 тыс.
человек. На дорогах мира каждый год гибнет около 1
миллиона 300 тысяч человек. В наиболее результа-
тивных странах уровень смертности приблизительно
равен 5–7 смертным случаям на 100 000 жителей. В
России количество лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий, составило
одну треть от всех погибших в Европе.
Неэффективная организация работы по оказанию
медицинской помощи лицам, пострадавшим в
результате таких дорожно-транспортных происшест-
вий, является одной из основных причин их высокой
смертности. Общая смертность указанных лиц в 12
раз выше, чем при получении травм в результате дру-
гих несчастных случаев; инвалидами они становятся
в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз
чаще. Результаты анализа положения дел в сфере
обеспечения безопасности дорожного движения сви-
детельствуют о необходимости комплексного подхо-
да к решению существующих проблем. Начиная с
2005 года в России начался коренной перелом в
оценке значимости последствий дорожно-транспор-
тных происшествий (ДТП) для общества и государс-
тва и был взят курс на защиту жизни и здоровья
человека на дорогах. В соответствии с поручением
Президента Российской Федерации по результатам
заседания Президиума Государственного совета,
состоявшегося 15 ноября 2005 г., была разработана
Федеральная целевая программа «Повышение безо-
пасности дорожного движения в 2006–2012 годах»,
по снижению уровня дорожно-транспортного трав-
матизма. Реализация этой программы направлена на
сокращение числа погибших в ДТП к 2012 году в
полтора раза по сравнению с 2004 годом. Главное –
это разработка и принятие национальной стратегии
дорожной безопасности и ее реализации. Для их
эффективности необходимо применение аналити-
ческой стратегии управляемых факторов риска трав-
матизма при ДТП, а так как более 80% всех ДТП
происходит по вине водителей, человеческий фактор
является основным.
Этой проблеме была посвящена в ноябре 2009 г. в
Москве по инициативе ООН «Первая всемирная
министерская конференция по безопасности дорож-
ного движения: время действовать!». По предложе-
нию участников конференции Генеральной
Ассамблеи ООН период с 2011 по 2020 год был объ-
явлен «Десятилетием действий по обеспечению безо-
пасности дорожного движения».